Светские и даже некоторые церковные историки, мягко говоря, сильно сомневаются в том, что Адриан Никомидийский вообще существовал – и потому считают историю его мученичества (к которой совершенно необоснованно приклеили его жену, которая была не при делах совсем) одной из бесчисленных церковных сказок, официально известных как Жития святых.
Я с этим не согласен – я считаю, что именно эта история мученичества имело место в реальности (ибо уж очень похожа на правду) … только дело было не совсем так, как утверждает вышеописанный источник. Да и имя мученика вполне могло быть другим – тут я с историками согласен.
Чтобы разобраться именно в этой – не совсем обычной – истории – нужно очень хорошо представлять себе контекст, в котором она произошла. А произошла она в самом начале IV века от Рождества Христова – во время так называемого Великого гонения (которое не совсем корректно ассоциируется с Диоклетианом).
Так называемого потому, что общее число казнённых за десять лет составило максимум 3 500 человек. Это примерно одна казнь в день по всей необъятной Римской империи – малые доли процента от общего числа казней (в то жестокое время казнили налево и направо – особенно рабов).
Для сравнения: такое же число (еврейских мятежников) было распято за неделю по приказу Тита - командующего римским экспедиционным корпусом – во время подавления Великого еврейского мятежа (Первой иудейской войны). А всего по время этой войны за восемь лет года было убито в СТО раз больше евреев, чем погибло христиан во время так называемого Великого гонения.
Даже с учётом исповедников (претерпевших страдания, но выживших), общее число пострадавших от Великого гонения христиан не превышает 15 000 человек. Сколько христиан согласились принести жертву языческим богам, точно неизвестно, по наиболее реалистичным оценкам их было не более ста тысяч. Итого два процента – капля в море от общего числа христиан в ШЕСТЬ МИЛЛИОНОВ человек в империи в то время.
Причина этого проста – обладавшие определённой автономией имперские чиновники, будучи поголовно людьми военными, не воспринимали категорически отвергавших насилие христиан как угрозу империи. Поэтому исполнение анти-христианского указа не было для них приоритетом – тем более, что других указов хватало выше крыши.
Поэтому христиане становились жертвами гонений лишь в тех местах, где орудовали особо фанатичные и энергичные чиновники… к которым, скорее всего относился тот, кого официальная церковная история называет Адрианом. В некотором роде римская реинкарнация фарисея Савла… с тем же результатом.
По официальной версии, обращение Адриана в христианство произошло почти столь же быстро, как и превращение фарисея Савла в Святого Апостола Павла. За считанные минуты, а после короткого разговора с задержанными христианами (Адриан выполнял обязанности судьи).
В реальности на это ушёл не один месяц близкого общения с преследуемыми христианами (судя по всему, Адриан возглавлял специальный трибунал по расследованию дел, заведённых на христиан Никомедии – вопреки распространённому заблуждению, никакого произвола властей по время Великого гонения не было и в помине).
Фанатикам свойственно менять полярность (одиозный глава Имперского народного суда Роланд Фрейслер в молодости был марксистом и даже большевистским комиссаром), так что не было ничего удивительного в том, что сочетание впечатляющих проповедей и не менее впечатляющей стойкости христиан на костре (огненная казнь была предусмотрена и для женщин, и для детей начиная лет так с семи), через какое-то время стал христианином.
Причём, будучи сабжем экзальтированным весьма, он объявил об этом… публично. Чтобы понять галактический масштаб разразившегося скандала – официальный имперский гонитель христиан переходит в христианство, нужно помнить, что в то время Никомедия уже лет так двадцать была столицей де-факто существовавшей уже тогда Восточной Римской Империи. Поэтому Адриан был чуть ли не главным гонителем христиан во всей империи после тетрархов.
Понятно, что скандал такого масштаба нужно было замять чуть быстрее, чем немедленно (желательно вчера). Как замять – да по приписываемому Сталину принципу «нет человека – нет проблемы».
Поэтому никаких пыток к Адриану не применяли, и никакая жена (которая никакой христианкой не была ни разу – для такого чиновника это было невозможно в принципе) к нему ни в какую тюрьму не приходила – вот это действительно церковные сказки в чистом виде. На самом деле он просто исчез (этакие Ночь и туман по-римски).
Скорее всего, его по приказу свыше немедленно задушили в тюрьме, а тело… закопали где-нибудь… причём так, что никто никогда не найдёт.
Сказки о том, что Адриану и другим христианам якобы перебивали руки и ноги тяжёлым молотом, скорее всего, основаны на том, что его жизнеописание составлялось в Северной Европе (его почитают в основном там).
В тех краях казнь колесованием (частью которой является вышеописанное) была весьма распространена с древних времён до эпохи Просвещения. В отличие от древнего Рима, где она была известна, но не применялась (там распинали).
Что произошло с женой Адриана Натальей, неясно. Наиболее вероятной мне представляется версия, что те, кому было поручено замять скандал, предсказуемо решили, что тут точно лучше перебдеть, чем недобдеть.
И Наталья отправилась вслед за Адрианом – в небытие. Её тоже задушили – и тоже закопали… возможно, даже рядом с мужем. А поскольку никакой христианкой она не была ни разу – просто женой чиновника, у которого на религиозной почве капитально поехала крыша, то совершенно неясно, в чём состоит её святость (скорее всего, она даже не поняла, за что и почему).
Чёрная Мара предсказуемо где-то раздобыла Новую мученицу по имени Ада (тёзку известной советской и украинской актрисы Ады Роговцевой) примерно 30-летнего возраста (Адриан погиб, когда ему было 28) … а мои формально подчинённые решили совместить обе версии.
Ада разделась догола, легла на спину на деревянное колесо (которое, хоть и было не особо популярно у тертуллианок, но всё же иногда использовалось) и раскинула руки и ноги.
Шарлотта и Кира её привязали к спицам колеса, после чего мамзель д’Армон тяжёлым молотом (она выросла на ферме, так что ей было не привыкать – да и мечом и топором махала… много) переломила нашей святой Адриане руки и ноги (каждую в двух местах).
Оставила на шесть часов, после чего задушила обычной верёвкой – как нередко поступали с колесованными в Германии и Франции.
Святая Адриана - глава из повести Хроники Новых Мучениц
- RolandVT
- Posts: 15904
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 252 times
- Been thanked: 3842 times