Почему Германия проиграла Первую мировую войну

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 35771
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 630 times
Been thanked: 10629 times

Почему Германия проиграла Первую мировую войну

Post by RolandVT »

Поражение в Великой войне, официально оформленное в виде капитуляции (если называть вещи своими именами) 11 ноября 1918 года, погрузила Германию в пучину бедствий, из которой её с огромным трудом вытащили Гитлер и НСДАП.

Только для того, чтобы всего полтора десятилетия спустя погрузить в ещё более жуткую пучину ещё более грандиозных бедствий…

Национал-социалисты (впрочем, далеко не только они) считали, что Германия проиграла войну только и исключительно из-за «удара в спину», нанесённого евреями – куда ж без них – социал-демократами и прочими предателями. Которым Гитлер дал собирательное название «ноябрьские преступники».

Это как раз тот (весьма нередкий) случай, когда представление о реальности – которое для человека обычно и есть единственная реальность – совершенно неадекватно «реальной реальности».

Которая состоит в том, что, на самом деле, это не столько страны Антанты выиграли войну, сколько Германия её проиграла. Проиграла войну в целом – войну на Восточном фронте Германия и Центральные державы выиграли.

Проиграла в первую очередь потому, что руководство Второго рейха (в первую очередь, военное), переоценило возможности (ресурсы) Германии и её союзников (Центральных держав) и недооценило возможности их противников (Антанты). Причём аж дважды – и в начале, и в ходе Великой войны.

Генералы не всегда готовятся к прошедшей войне – генералы вермахта в конце 1930-х готовились именно к той войне, которую вели и едва не выиграли – но в отношении генералов кайзеровской армии в 1914 году это утверждение (как ни странно, Уинстона Черчилля) справедливо на все сто.

Генералы кайзера катастрофически недооценили роль пулемёта и скорострельных орудий на поле боя – и потому сделали ставку на блицкриг и на Западном, и на Восточном фронте.

А когда «молниеносной войны» предсказуемо не получилось ни там, ни там… решили, что в затяжной войне на истощение они смогут задавить превосходящими ресурсами своих противников.

Упорно не желая признавать очевидное – необходимых для этого ресурсов у Германии и близко не было. Максимум, на что Германия могла надеяться (это, собственно, и произошло к началу 1917 года) – позиционный тупик, патовая ситуация на обоих фронтах (Западном и Восточном).

Это совершенно неадекватное представление о себе и о противнике (согласно великому Сунь-Цзы, оно гарантирует поражение в ста случаях из ста) привело германское руководство к постановке совершенно нереалистичных целей войны.

Вместо того, чтобы ограничиться примерным наказанием Сербии (которое случилось) и России (аналогично) за развязывание Великой войны, руководство рейха сформулировало совершенно нереалистичную «Сентябрьскую программу» по довольно существенному переформатированию Европы… и даже Африки.

Реалистичные (т.е., адекватные объективной реальности) цели войны состояли в том, чтобы (а) принудить Россию к миру на условиях, близких к Брестскому миру – разве что с несколько меньшими территориальными приобретениями для Германии; (б) договориться со странами Антанты о «мире без аннексий и контрибуций»; и (в) не допустить вступления США в войну.

Достижение этих целей требовало умелой дипломатии… к сожалению для Второго рейха, у его властей с этим дело обстояло примерно, как у слона в посудной лавке. Кульминацией стала совершенно идиотская «телеграмма Циммермана», которая и стала последней каплей, переполнившей терпение США.

До того почти равновесные весы уверенно качнулись в сторону Антанты; компенсировать почти неограниченные американские ресурсы Центральным державам было нечем… результат известен.

У Германии было «окно возможностей» в начале 1917 года (когда Россия разваливалась и как государство, и как военная сила), чтобы заключить мир на очень выгодных условиях… но её руководство этот момент упустило.

Упустило потому, что стало заложником совершенно нереалистичных целей, поставленных ещё в сентябре 1914 года. Согласно «Сентябрьскому меморандуму», Франция должна была уступить Германии часть северных территорий, в том числе железные рудники в Брие, а также прибрежную полосу от Дюнкерка до Булонь-сюр-Мер, Бельгии или Германии.

Франция должна была выплатить контрибуцию достаточно высокую, чтобы предотвратить перевооружение Франции в течение следующих двух десятилетий. Кроме того, торговый договор сделал бы французскую экономику зависимой от Германии и исключил торговлю между Францией и Британской империей.

Франция должна частично разоружиться, снеся свои северные форты. Бельгия должна стать вассальным государством и уступить Германии восточные районы и Антверпен, а также предоставить Германии военные и военно-морские базы. Люксембург должен был стать членом Германской империи.

На территории, выделенной из западной части Российской империи, например, в Польше, должны были быть созданы буферные государства. Германия должна была создать экономическое объединение Mitteleuropa, якобы эгалитарное, но на самом деле подконтрольное Германии. Его членами должны были стать Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания, Австро-Венгрия, Польша и, возможно, Италия, Швеция и Норвегия.

Немецкая колониальная империя должна была быть расширена. Немецкие владения в Африке должны были быть расширены с целью создания непрерывной немецкой колонии в центральной Африке, известной как Миттельафрика, за счет французских и бельгийских колоний.

Чтобы оставить открытой возможность будущих переговоров с Великобританией, британские колонии не должны были быть захвачены, но в результате гегемония Великобритании в мировых делах должна была закончиться.

Патологическое нежелание отказаться от этих совершенно нереалистичных целей, движимое в данном случае вполне себе смертными грехами алчности и гордыни, и стало главной стратегической причиной ноябрьской катастрофы.

Более частной причиной поражения Германии в Великой войне стало провальное (ибо совершенно непродуманное) Весеннее наступление 1918 года по принципу «пан или пропал». Наступление провалилось – «пан» не получился.

Были и другие причины: и вышеупомянутая «телеграмма Циммермана»; и «неограниченная подводная война», которые в совокупности буквально втянули США в Великую войну; и слабость союзников Германии (в первую очередь, Австро-Венгрии); и неспособность руководства рейха полностью перевести экономику страны на военные рельсы; и морская блокада Германии; и появление на поле боя танков Антанты; и проблемы с логистикой и координацией…

Впрочем, это уже детали. Суть состоит в том, что поражение Германии в Великой войне ей привезло руководство страны – как военное, так и гражданское. Социал-демократы и прочая шушера, конечно, создавали определённые проблемы, но они были мелкими… пожалуй, даже незначительными.

Поэтому никакого «удара в спину» и близко не было…
Scribo, ergo sum
Post Reply