Анастасия Узорешительница - глава из повести Хроники Новых Мучениц

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 15688
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 249 times
Been thanked: 3821 times

Анастасия Узорешительница - глава из повести Хроники Новых Мучениц

Post by RolandVT »

Святая Анастасия Узорешительница (Фармаколитрия) была самой настоящей святой в современном светском понимании; поэтому её трагическая мученическая судьба была одной из самых жутких несправедливостей в истории.
Хотя никаких достоверных исторических сведений о мученичестве Анастасии не сохранилось (её биография появилась лишь в VI веке), у меня нет ни малейших сомнений в том, что её история (включая жуткую смерть) совершенно реальна.

Согласно этой биографии, Анастасия родилась в семье сенатора Претекстата (язычника) и Фавсты Сирмийской (якобы тайной христианки). Я думаю, что последнее ерунда полная – в то время скрыть свою реальную веру было невозможно… после чего муж сразу же отправил жену на порку, истязания и (в лучшем случае) на усекновение главы мечом. Ибо в Риме того времени жена была собственностью мужа… почти что рабыней.

Как Анастасия обратилась в христианство, неясно… возможно, действительно подружилась со святым Хрисогоном (впоследствии обезглавленным во время Великого гонения).

Об Анастасии говорили как о мудрой или прекрасной деве… что ей не помогло (скорее, наоборот). Ибо её отец, не считаясь с желанием дочери (мнения матери никто не спрашивал – ибо она была, по сути, вещью мужа), отец выдал ее замуж за язычника Помплия… точнее, продал её ему (эта практика у аристократов дожила чуть ли не до ХХ столетия)

Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. Это бред полный, ибо в первую брачную ночь муж насиловал жену (это имело место и в XVIII столетии) – а «отмазки по болезни» снимались осмотром у врача.

Скорее всего, она была бесплодна (или был бесплоден муж) – поэтому детей у них не было и у неё появилась возможность заняться благотворительностью. Подвижнической благотворительностью – ибо Анастасия стала самой настоящей сестрой милосердия.

В то время (спасибо тетрархам, запустившим Великое гонение), тюрьмы были просто забиты христианами, которых содержали в совершенно нечеловеческих условиях.

В нищенской одежде (это вряд ли) святая тайно посещала узников – умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом.

Муж Анастасии узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам… да и вообще домашний арест то ещё удовольствие

После смерти отца Анастасии Помплий, (якобы чтобы завладеть богатым наследством), постоянно истязал жену (розги, дыба и всё такое). Это чушь полная, ибо при таком желании он бы её просто убил, имитировав несчастный случай и никто не стал бы разбираться (сабж был явно влиятельным весьма).

Он просто хотел, чтобы она отказалась от христианства и перешла в его веру… ну, или просто был законченным садюгой. Хотя, возможно, он «всего лишь» хотел с ней особо затейливо трахаться… а она не хотела.

Сложилась классическая ситуация: кто-то из двоих должен был покинуть этот грешный мир. Самоубийство для Анастасии исключалось (ибо христианка), умирать от руки мужа или его слуг она не хотела… поэтому грешную землю покинул её муж. Яд сильно замедленного действия при желании достать было можно (такие услуги жёнам оказывали с незапамятных времён).

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, благо полученное после смерти наследство позволило закупать одежду, пищу и лекарства для больных явно в немалых количествах.

Приобретя профессию медсестры как минимум – а то и вовсе лекаря - Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах.

Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей.

По одной из версий, помогала разрешаться и от уз беременности (к абортам тогда отношение у христиан было иное, чем впоследствии). Впрочем, возможно, что это лишь слухи (типа чёрный пиар).

Стало известно, что Анастасия – христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклетиану. Маловероятно, ибо последнему было чем заняться – он проводил радикальную реформу империи (не говоря уже о всяческих войнах и текущих делах) и ему было не до бесед с христианками.

Поэтому она предстала перед трибуналом, специально созданным для борьбы с христианами. Трибунал выяснил, что Анастасия все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным.

На судей это не произвело никакого впечатления, поэтому… нет, ни к какому жрецу Анастасию не отправили, конечно (авторы попутали древний Рим с Европой эпохи Святой Инквизиции).

К палачу её отправили, вот к кому… в смысле, в пыточную. Там… скорее всего, судебный следователь предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами (в случае перехода в язычества) и орудиями пытки (в случае упорства в христианстве), положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки… однако ничего не произошло.

Ибо, почесав репу, судьи решили, что пытать (тем более, казнить) столь знатную римлянку всего лишь за милосердие к узникам (никакие проповеди она никому не читала) будет уже перебором совсем. Поэтому её… отпустили с миром.

Однако вскоре передумали и снова заключили в тюрьму. Никаких «60 дней голода», конечно, не было – столько просто не прожить… хотя, возможно, несколько дней без пищи ей всё же пришлось пережить. Не факт, что по злому умыслу – раздолбайства хватало и тогда.

С несостоявшимся утоплением история тёмная – вероятнее всего, её решили отправить подальше с глаз долой (ибо «очень горячая картошка»); корабль получил повреждения, которые должны были его утопить… но не утопили.

Анастасия сдуру заявила, что корабль спасла святая Феодотия; чиновники перепугались, объявили Анастасию ведьмой (нередкое обвинение в адрес христианок), судили, приговорили к смерти и (как положено) сожгли.

По версии церковных сказочников, на «гридироне наоборот»: Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами лицом вниз. По одной из версий, перед сожжением ей отрезали груди.

Второе вероятно весьма – наказание женщин удалением грудей появилось ещё в своде законов Хаммурапи… да и в Риме ведьмам иногда включали отрезание грудей в общую последовательность казни.

А вот «гридирон наоборот» - это вряд ли; ибо это эффективный способ пытки огнём (при достаточном расстоянии от достаточно слабого пламени) … а вот казнить так неудобно весьма. Поэтому Анастасию сожгли как обычно – у столба.

Я не думаю, что Анастасию так истязали – её заявлений о святой Феодотье хватило для смертного приговора… а вот груди отрезать могли (как ведьме). Мои подчинённые со мной согласились лишь частично – поэтому предоставленную Алевтиной Анастасию и высекли основательно, и над костром растянутую держали… долго лицом вниз; и груди (ну просто очень медленно) отрезали.

Затем остановили кровотечение факелами, возвели на костёр, привязали к столбу железной цепью, обложили вязанками с хворостом и заживо сожгли.
Scribo, ergo sum
Post Reply