Я предпочитаю посещать Святую Мессу не по воскресеньям (ИМХО, слишком уж она помпезная), а гораздо более скромную мессу по понедельникам. Но в силу своей природной львиной лени привычку заходить перед этим на сайт кафедрального собора, чтобы узнать, нет ли каких изменений в расписании богослужений, я как-то не приобрёл. Что периодически приводит к определённым неожиданностям.
Как, например, в тот день. Святая Месса по понедельникам (да и вообще в любой день недели, кроме среды и воскресенья), начинается в 19:00. Я обычно прихожу минут на 10-15 пораньше (как, собственно, и рекомендует соответствующее руководство), чтобы помолиться и «морально подготовиться» к принятию Святого Причастия (Тела Христова, ибо мирян в католической церкви причащают – за редкими исключениями – только просфорой, то есть, Телом Христовым).
Но с недавнего времени расписание богослужений несколько изменилось и на молитвы и «моральную подготовку» остаётся совсем немного времени, ибо почти до самого начала мессы в храме происходит публичное чтение Святого Розария.
Этот термин имеет два значения. С одной стороны, это католические молитвенные чётки, состоящие из католического крестика («распятия») и 59 бусинок; с другой – это последовательность молитв, читаемых «по чёткам» по принципу «одна молитва – одна бусинка». На самом деле, это не совсем так, поскольку молитв (это Отче Наш, Радуйся, Мария!, Глория и Фатимская молитва) несколько больше, чем бусинок. Их либо 64, либо 69, либо 74 – в зависимости от выбранного варианта.
Когда я читаю Святой Розарий сам по себе, я выбираю самый короткий вариант; в храме же читается самый длинный (к вышеперечисленным добавляется ещё одна молитва Пресвятой Богородице). Основную часть молитв (50) составляет Радуйся, Мария!; именно поэтому Святой Розарий ассоциируется с Богородицей (согласно католической традиции, структуру чёток и последовательность молитв установила лично Богородица, явившаяся в 1214 году святому Доминику – основателю одноимённого ордена).
Публичное чтение Святого Розария впечатляет (как и вообще почти все публичные католические религиозные действа). В храме царит полумрак (работает лишь одна треть освещения); священник в белом литургическом облачении стоит на коленях перед алтарём и зачитывает первую половину каждой молитвы. Прихожане тоже стоят на коленях (в католических храмах вообще принято молиться, стоя на коленях – за исключением публичных молитв, читаемых во время Святой Мессы) и хором произносят вторую половину молитвы.
И так семьдесят четыре раза. Это действо, да ещё в огромном и очень просторном – по сравнению с типичным православным храмом – католическом кафедральном соборе, оказывает колоссальное эмоциональное и духовное воздействие на каждого прихожанина. Католичество вообще очень мистическая и красивая религия.
Чтение Святого Розария – это очень мощный инструмент высококачественной «духовной подпитки» и борьбы с демонами. Я убедился на собственном опыте, что если полностью прочитать Святой Розарий (обычно на это уходит около 40 минут), то удаётся справиться даже с самыми серьёзными «эмоциональными неприятностями» и восстановить мир и покой и в душе и в сердце. Иными словами, чтение Святого Розария является чрезвычайно эффективным средством лечения депрессии и прочих «эмоциональных недугов» и душевных ран.
Чтение Святого Розария закончилось и я уже приготовился к Святой Мессе. И тут меня поджидала неожиданность. Вместо того, чтобы удалиться для подготовки к богослужению, священник вдруг обратился к мужчинам в аудитории с просьбой принять участие в несении довольно внушительного размера иконы Богоматери, располагавшейся на отдельном постаменте слева от алтаря. Требовалось четыре добровольца, первым из которых оказался автор этих строк (ну что поделаешь, люблю я «вызываться добровольцем», тем более, в таких богоугодных делах).
Мне раньше не приходилось участвовать в такого рода процессиях (я как-то ни разу не оказывался с ними в одной точке времени и пространства), поэтому всё происходившее было для меня в новинку.
Через специальные отверстия в постаменте иконы продели длинные металлические стержни, которые мы водрузили себе на плечи. Всем присутствующих раздали зажжённые свечи, после чего в храме погас свет (за исключением одной люстры за алтарём) и торжественная процессия двинулась в путь.
Это была так называемая «малая процессия», ограниченная внутренним пространством храма. Мы прошли по центральному проходу, повернули направо и обошли по часовой стрелке всё внутреннее пространство храма, повторив крестный путь Христа (на стенах каждого католического храма изображены 14 этапов крестного пути Спасителя).
Процессию возглавляли два священника, за ними мы четверо несли икону, а за нами следовали прихожане с зажженными свечами в руках. Я нёс икону и чувствовал не только незримое присутствие Богоматери и Христа, но и грандиозное величие католичества - и географическое, и историческое.
Католичество – единственная христианская деноминация, которая является действительно вселенской и универсальной, поэтому я чувствовал, даже, наверное, видел, как в тот же самый момент такие же процессии проходили в США и Бразилии, Австрии и Литве, Индии и Австралии, Швеции и Конго… И все эти процессии, преодолев разницу во времени и пространстве, соединились в одну.
Вместе с нами в этой процессии незримо шли Фома Аквинский и Людовик Французский, Тереза Авильская и Иоланда Арагонская, Максимилиан Кольбе и Эдит Штайн, Тереза из Лизьё и Диего де Ланда, Франциск Ассизский и Доминик де Гусман, Иннокентий III и Пий XII, Симон де Монфор и Годфруа Бульонский, Ян III Собесский и Станислав Яблоновский, Юзеф Пилсудский и Ежи Попелушко, кармелиты и францисканцы, доминиканцы и салезианцы, члены Общества Иисуса и Опуса Деи… И миллионы других монахов и монахинь, священников и мирян…
Непередаваемое впечатление. Только из-за этого стоило переходить в католичество…
Как я нёс икону Богоматери
- RolandVT
- Posts: 18308
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 284 times
- Been thanked: 4238 times