Иногда приходится галлаить
Posted: Sat Mar 30, 2024 2:20 pm
Нет, это не опечатка – действительно «галлаить», а не «граалить» (есть такой глагол в бессмертном произведении Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»).
Малоизвестный (к сожалению) глагол «галлаить» назван по фамилии Марка Лазаревича Галлая, советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза, автора в высшей степени интересных (для тех, кто увлекается историей авиации, конечно) воспоминаний «Через невидимые барьеры», «Испытано в небе» и других.
Марк Галлай был принят на работу в ЦАГИ (советский лётно-испытательный центр) в 1937 году, а в те годы, да и даже десятилетия спустя, испытателям периодически приходилось играть роль камикадзе. Иными словами, отправляться на практически верную смерть ради науки, советского военно-промышленного комплекса и глобально-гегемонистских амбиций «красного Тамерлана» Иосифа Сталина и его банды. Не стал исключением и Марк Галлай.
В середине 30-х годов у военных самолётов всего мира появился грозный и страшный враг. Флаттер. На достаточно большой скорости, которая к тому времени была вполне по силам даже серийным самолётам (например, советскому СБ – Скоростному Бомбардировщику), самопроизвольно возникали незатухающие изгибающие и крутящие автоколебания крыла самолёта. Которые очень быстро входили в резонанс и буквально в мгновение ока разрушали всю конструкцию.
Над решением этой проблемы бились ведущие математики мира (в СССР над этим работал будущий академик и Президент Академии Наук Мстислав Келдыш). Однако без экспериментов обойтись было невозможно... поэтому и отправился Марк Лазаревич в свой практически наверняка последний полёт.
Ибо ему было необходимо искусственно вызвать флаттер, после чего его шансы на выживание были, пожалуй, поменьше, чем у снежка в Аду. Примерно так и вышло, ибо почти сразу же после начала флаттера самолёт (тот самый СБ) затянуло в крутое пике.
Пришлось галлаить. Марку Лазаревичу нужно было найти единственную спасительную траекторию выхода из пике (интуитивно он скорее чувствовал, чем понимал, что она существует). Ибо если потянешь за ручку управления слишком сильно, то самолёт сразу развалится, рассыпется в воздухе; если потянешь слишком слабо, то не выйдешь из пике и врежешься в землю. А на всё про всё... пять секунд. Максимум, шесть...
Галлай нашёл эту траекторию в нужное время, ибо лётчик был в самом прямом смысле от Бога. Через несколько минут изрядно потрёпанный СБ приземлился на аэродроме ЦАГИ в подмосковном Жуковском. Под гром аплодисментов (на аэродроме собрался чуть ли не весь персонал центра, ибо не каждый день лётчик возвращается буквально с того света), испытатель выбрался из кабины бомбардировщика.
Флаттер давно побеждён и больше не представляет опасности для летательных аппаратов (его извели как медики оспу). Но вот аналогичные ситуации, которые требуют максимального напряжения сил и требуют нахождения такой «оптимальной траектории выхода из пике» возникают и во вроде бы обыденной человеческой жизни.
Напряжёшься слишком сильно – погибнешь от инфаркта или инсульта; напряжёшься слишком слабо – тебя убьёт ситуация, в которую ты попал, причём не по своей воле и уж точно не по своей вине.
Вот и приходится галлаить. Хорошо хоть, что счёт идёт всё-таки не на секунды...
Малоизвестный (к сожалению) глагол «галлаить» назван по фамилии Марка Лазаревича Галлая, советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза, автора в высшей степени интересных (для тех, кто увлекается историей авиации, конечно) воспоминаний «Через невидимые барьеры», «Испытано в небе» и других.
Марк Галлай был принят на работу в ЦАГИ (советский лётно-испытательный центр) в 1937 году, а в те годы, да и даже десятилетия спустя, испытателям периодически приходилось играть роль камикадзе. Иными словами, отправляться на практически верную смерть ради науки, советского военно-промышленного комплекса и глобально-гегемонистских амбиций «красного Тамерлана» Иосифа Сталина и его банды. Не стал исключением и Марк Галлай.
В середине 30-х годов у военных самолётов всего мира появился грозный и страшный враг. Флаттер. На достаточно большой скорости, которая к тому времени была вполне по силам даже серийным самолётам (например, советскому СБ – Скоростному Бомбардировщику), самопроизвольно возникали незатухающие изгибающие и крутящие автоколебания крыла самолёта. Которые очень быстро входили в резонанс и буквально в мгновение ока разрушали всю конструкцию.
Над решением этой проблемы бились ведущие математики мира (в СССР над этим работал будущий академик и Президент Академии Наук Мстислав Келдыш). Однако без экспериментов обойтись было невозможно... поэтому и отправился Марк Лазаревич в свой практически наверняка последний полёт.
Ибо ему было необходимо искусственно вызвать флаттер, после чего его шансы на выживание были, пожалуй, поменьше, чем у снежка в Аду. Примерно так и вышло, ибо почти сразу же после начала флаттера самолёт (тот самый СБ) затянуло в крутое пике.
Пришлось галлаить. Марку Лазаревичу нужно было найти единственную спасительную траекторию выхода из пике (интуитивно он скорее чувствовал, чем понимал, что она существует). Ибо если потянешь за ручку управления слишком сильно, то самолёт сразу развалится, рассыпется в воздухе; если потянешь слишком слабо, то не выйдешь из пике и врежешься в землю. А на всё про всё... пять секунд. Максимум, шесть...
Галлай нашёл эту траекторию в нужное время, ибо лётчик был в самом прямом смысле от Бога. Через несколько минут изрядно потрёпанный СБ приземлился на аэродроме ЦАГИ в подмосковном Жуковском. Под гром аплодисментов (на аэродроме собрался чуть ли не весь персонал центра, ибо не каждый день лётчик возвращается буквально с того света), испытатель выбрался из кабины бомбардировщика.
Флаттер давно побеждён и больше не представляет опасности для летательных аппаратов (его извели как медики оспу). Но вот аналогичные ситуации, которые требуют максимального напряжения сил и требуют нахождения такой «оптимальной траектории выхода из пике» возникают и во вроде бы обыденной человеческой жизни.
Напряжёшься слишком сильно – погибнешь от инфаркта или инсульта; напряжёшься слишком слабо – тебя убьёт ситуация, в которую ты попал, причём не по своей воле и уж точно не по своей вине.
Вот и приходится галлаить. Хорошо хоть, что счёт идёт всё-таки не на секунды...