Судебные процессы над ведьмами в Латвии и Эстонии

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 15788
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 249 times
Been thanked: 3832 times

Судебные процессы над ведьмами в Латвии и Эстонии

Post by RolandVT »

Источник: Телемапедия

Суды над ведьмами в Латвии и Эстонии, в основном, проводились балтийской немецкой элитой духовенства, дворянства и бюргерства против коренного крестьянства с целью преследования язычества с помощью христианской демонологии и идеологии колдовства. В этом аспекте они похожи на суды над ведьмами в Исландии. Они плохо документированы, так как многие из них проводились частными поместными судами помещиков, которые не сохранили никаких судебных протоколов.

Территория современной Эстонии и Латвии была оккупирована немецким Тевтонским орденом в XIII веке. Тевтонский орден христианизировал территорию и ввел новый христианский закон — Ливонский закон, основанный на немецком Sachsenspiegel («Саксонское Зерцало») 1225 года, который включал смерть через сожжение на костре за колдовство.

За ним последовал Рижский синод в 1428 году, где всем христианским священникам было приказано сообщать о любом человеке, практикующем или нанимающем кого-либо для практики язычества или колдовства, чтобы они могли быть сожжены. Поскольку документация юридических судов Средневековья в основном отсутствует, неизвестно, привели ли эти законы к каким-либо казням.

Первая подтвержденная казнь за колдовство в Ливонии состоялась в поместье Саку под Ревелем в 1527 году, за ней последовали судебные процессы над ведьмами в Пылула в 1542 году, также известно о пяти женщинах, казненных на процессах над ведьмами в Юуру в 1588 году. [Видимо, все они были сожжены на костре].

Однако только среди документов XVII века сохранилось достаточно материалов, позволяющих провести более систематическое расследование балтийских процессов над ведьмами. Охота на ведьм достигла своего первого пика в 1620-х и 1630-х годах, что было связано с работой шведского суперинтенданта Ливонской церкви, протестантского теолога Германа Самсона (1579-1643), автора «Девяти избранных и обоснованных проповедей о ведьмах» (Neun Außerlesen und Wolgegründete Hexen Predigt, 1626).

Эта книга познакомила местную элиту с западноевропейской демонологией и идеологией колдовства, тем самым заложив идеологическую основу для преследования колдовства в Ливонии. Второй пик охоты на ведьм пришелся на 1690-е годы, известно 24 судебных процесса над ведьмами, относящимися к тому времени.

Причиной преследований колдовства в этом регионе была слабость христианства. Христианство было навязано коренному населению немецкой балтийской элитой, а язычество все еще оставалось широко популярным и тайно практиковалось крестьянством.

Это вызывало возмущение у немецкоязычного духовенства, дворянства и купечества, и судебные процессы над ведьмами сыграли важную роль в преследовании язычества и усилиях по обеспечению религиозного единообразия и защите христианства.

В 1637 году суперинтендант Ливонской церкви заявил, что Консистория должна преследовать широко распространенное «язычество, колдовство и идолопоклонство», все еще практикуемое крестьянством, и приказал местным викариям сообщать, собираются ли крестьяне все еще в священных местах на природе, чтобы поклоняться языческим богам и совершать жертвоприношения.

В 1667-68 годах Церковная комиссия провела расследование в Южной Эстонии и сообщила, что почти в каждом приходе были язычники, которые собирались в священных языческих местах или домах и чествовали языческих богов, которым они делали возлияния и проводили ритуалы под надзором определенных мужчин и женщин, выступавших в роли языческих жрецов и жриц.

Многие крестьяне были враждебно настроены по отношению к христианству и отказывались ходить в церковь. Эти проявления язычества было причиной большой неприязни со стороны христианского немецкого духовенства и немецких помещиков, которые называли языческих жрецов и жриц колдунами и ведьмами и использовали суды над ведьмами, чтобы искоренить язычество и навязать крестьянам христианство.

[Учитывая, что тамошнее язычество включала в себя такие ритуалы, как жертвоприношение путём сожжения заживо - включая детей - не такая уж и плохая идея].

Население Ливонии верило в колдовство как таковое, но редко в колдовство, как оно определялось в современной христианской демонологии того времени. Людей обычно обвиняли их соседи в том, что они причинили вред им, их животным или их ферме, используя зачарованную еду или питье.

Люди в целом, по-видимому, не верили в Договор с Дьяволом, и ни обвинители, ни свидетели, ни обвиняемые обычно вообще не упоминали Сатану, пока их не допрашивали власти, которые применяли пытки, чтобы подогнать признания обвиняемых ведьм к современной демонологии, а также Договору с Дьяволом и Шабашу Сатаны, описанным в европейских руководствах по колдовству.

Хотя вера в сатанинское колдовство была редкостью среди крестьян, однако вера в оборотней была сильна, и обвинения были направлены против людей, обвиняемых в причинении вреда другим, находясь в волчьем обличье: на основе этих обвинений власти возбуждали судебные процессы против ведьм, в ходе которых корректировали признания обвиняемых в соответствии с современной христианской трактовкой колдовства.

Пытки были обычным явлением в балтийских судах над ведьмами, как и испытание водой, а методом казни было сожжение заживо на костре, лишь в редких случаях сопровождавшееся предварительным обезглавливанием.

Имена обвиняемых редко документируются, но большинство, по-видимому, были пожилыми людьми из крестьянства, часто знахарями или их родственниками. Мужчин, по-видимому, обвиняли примерно так же часто, как и женщин, а в некоторых регионах даже чаще: из 206 обвиняемых в Эстонии, пол которых был известен, 60% были мужчинами.

Судебные процессы над балтийскими ведьмами обычно велись против одного или максимум четырех человек одновременно, а крупные судебные процессы, такие как суд над ведьмами в Пайде с девятью обвиняемыми в 1615 году, были редки.

Трудность в исследовании балтийских судов над ведьмами заключалась в том, что крестьянство находилось в крепостной зависимости от дворян, и любое преступление, совершенное крестьянином, находилось под частной юрисдикцией местного помещика, который мог провести частный суд в своем поместье.

Немецкие балтийские помещики редко документировали и сохраняли какие-либо протоколы о судах над ведьмами, которые они проводили в своих поместьях, и в результате большинство судов над балтийскими ведьмами проводились в городах в XVII веке.

Из тех судебных процессов над ведьмами, по которым сохранилась документация, 140 прошли в Эстонии между 1520 и 1725 годами. Из тех казней по обвинению в колдовстве, по которым сохранилась документация, 65 были проведены между 1610 и 1650 годами, из которых 29 были женщинами и 26 мужчинами.

Пытки были окончательно запрещены в Ливонии в 1686 году, а в Эстонии — в 1699 году. Возможно, последними жертвами охоты на ведьм стали три человека, казненные на суде над ведьмами в Дерпте в 1699 году, одним из которых был Таттра Санти Михель (Tattra Santi Michel). Суд над ведьмами состоялся в Дерпте в 1723 году, в результате чего Вило Адо (Wilo Ado) из Валгуты в Ранно был вынесен смертный приговор, но приговор был заменен тюремным заключением.

В 1816 году фермер Якоб был высечен плетью, а четверо его сообщников, среди которых была «Анна, жена Ваны-Харма», получили выговор за то, что они утверждали, будто могут выслеживать воров с помощью колдовства.
Scribo, ergo sum
Post Reply