Время огня - глава из романа Проект Харон
Posted: Sun Jun 30, 2024 6:55 pm
«Опасность, исходящая от ведьм и колдунов» - спокойно и бесстрастно начал свою лекцию граф фон Шёнинг (во времена охоты на ведьм Великий Инквизитор граф Антонио Белламаре), «осознал ещё знаменитый вавилонский царь Хаммурапи…»
Правивший во второй половине XVIII века до нашей эры.
«… уголовный кодекс которого предусматривал смертную казнь за колдовство, причём с особой жестокостью, вообще характерной для Вавилона…»
Посажение на кол, сдирание кожи живьём, сожжение заживо… и так далее.
Граф продолжал: «Аналогичное наказание было предусмотрено и в Ветхом завете – в книге Исхода, глава 22, стих восемнадцатый…»
Не оставляй в живых колдунью, если быть более точным.
«… что стало религиозным обоснованием смертного приговора ведьмам в так называемое Время Огня» - продолжил граф Белламаре. И предсказуемо добавил:
«Поскольку в Священном писании прямо указан женский пол, основным объектом охоты стали именно ведьмы – существа женского пола…»
Я кивнул. Граф продолжил:
«Мало кому известно, что в ветхозаветные времена преследование ведьм было не таким уж и редким явлением в Иудее: так, например, например, в первом веке до нашей эры тогдашний глава Синедриона рабби Шимон бен Шитах приговорил к смертной казни сразу восемьдесят ведьм. Они были сожжены живьём…»
Почему-то меня это не удивило. Бывший Великий Инквизитор продолжал:
«В Древнем Риме смертная казнь была предусмотрена за убийство посредством наведения порчи…»
В реальности имело место отравление – как и в последующие тысячелетие.
«…что во времена эпидемий предсказуемо вызывало повальную истерию и, по сути, массовые убийства ни в чём не повинных женщин…»
Как и во времена охоты на ведьм в Европе в XV-XVIII годах. Граф продолжал:
«Так, например, в 331 году до Рождества Христова, в Риме разразилась смертоносная эпидемия, в которой обвинили местных колдуний. Сто семьдесят женщин были осуждены на смерть…»
Римским вариантом суда Линца, не иначе.
«и сожжены заживо. Спустя сто пятьдесят лет история повторилась – только тогда число жертв было в десятки раз большим…»
И предсказуемо резюмировал: «Что убедительно доказывает, что массовая истерия и массовое убийство женщин, неуклюже прикрытое якобы объективными судебными процессами, вовсе не было изобретением христиан…»
Я кивнул – ибо масштабы римских казней колдуний были вполне сравнимыми с печально знаменитыми сожжениями в Бамберге XVII века.
Граф продолжал: «При императоре Тиберии за причинившую осязаемый вред чёрную магию были заживо сожжены 85 женщин и 45 мужчин. Законы, согласно которым ведьмы и колдуны подлежали сожжению на костре, были отменены лишь после того, как христианство стало официальной религией Рима…»
Меня это, мягко говоря, сильно удивило. Граф спокойно объяснил:
«Отцы Церкви были людьми весьма умными, и прекрасно понимали, что вред, наносимый отдельными ведьмами – в то время ни о каком массовом явлении и речи не было – не идёт ни в какое сравнение с катастрофическими последствиями массовой истерии…»
Что полностью соответствовало действительности.
«Поэтому» - продолжал граф, «с их подачи усилия и Церкви, и государства были направлены в первую очередь на недопущение истерии… ну, а изобличённые ведьмы подвергались лишь чисто церковным наказаниями…»
Сделал небольшую паузу – и продолжил: «Меры против самосуда были жёсткими – за убийство женщины, обвинённой в колдовстве, полагался костёр…»
Что, наверное, правильно – учитывая кошмарные последствия истерии.
Граф невозмутимо продолжал: «Святые отцы и светские правители несколько перегнули палку, утверждая, что ведьм и колдунов вообще не существует в природе, а те, кто верил в колдовство, подлежали суровому наказанию…»
Сделал небольшую паузу и продолжил: «Впрочем, в те времена ни ведьмы, ни колдуны не представляли никакой опасности ни для отдельных людей, ни для общества – так что и церковные, и светские власти в чём-то были всё же правы»
Я кивнул. Бывший Великий Инквизитор продолжил:
«К счастью, способность человека заключить пакт с Дьяволом, никогда не отрицалась христианскими богословами. В частности, великими Учителями Церкви святым Августином и святым Фомой Аквинским…»
Сделал небольшую паузу – и продолжил: «И церковные, и светские власти осознавали опасность поклонения демонам, поэтому энергично преследовали тех язычников, которые очевидно поклонялись демонам…»
Ибо каждый демонопоклонник – язычник; но далеко не каждый язычник – демонопоклонник. Граф продолжал:
«… впрочем – на всякий случай – обычно вообще всех язычников…»
Ибо в этом деле точно лучше перебдеть, чем недобдеть. Намного лучше.
«Иными словами» - продолжал граф, «средневековые правители запрещали как колдовство, так и языческие религии, часто под страхом смерти. Например, при Карле Великом христиане, практиковавшие колдовство, попадали в церковное рабство, а тех, кто поклонялся германским языческим богам, казнили...»
Обычное дело в те времена во всех христианских странах. Граф продолжал:
«Обративший Норвегию в христианство король Олаф Трюгвассон способствовал обращению Норвегии, заманил языческих колдунов в сарай, после чего двери были наглухо закрыты, а колдуны сожжены вместе с сараем…»
И это было обычным делом.
«… а тех, кто не явился к королю, нашли, схватили и утопили…»
И такое не было редкостью во времена Великой Христианской Революции.
«Как я уже говорил» - вдохновенно продолжал граф, «Святая Инквизиция ведьмами и колдунами не занималась - её задачей была борьба с еретиками. Это было официально подтверждено в 1258 году папой Александром IV. В 1320 году папа Иоанн XXII разрешил инквизиторам преследовать ведьм, но инквизиционным трибуналам и без этого работы хватало…»
Глубоко вздохнул и продолжил: «… поэтому они занимались ведьмами только когда колдовство было побочным результатом ереси или поклонения демонам. Что в то время было очень большой редкостью…»
«А потом грянула Эпоха Возрождения» - задумчиво протянул я.
«А потом грянула Эпоха Возрождения» - эхом подтвердил Великий Инквизитор.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Правивший во второй половине XVIII века до нашей эры.
«… уголовный кодекс которого предусматривал смертную казнь за колдовство, причём с особой жестокостью, вообще характерной для Вавилона…»
Посажение на кол, сдирание кожи живьём, сожжение заживо… и так далее.
Граф продолжал: «Аналогичное наказание было предусмотрено и в Ветхом завете – в книге Исхода, глава 22, стих восемнадцатый…»
Не оставляй в живых колдунью, если быть более точным.
«… что стало религиозным обоснованием смертного приговора ведьмам в так называемое Время Огня» - продолжил граф Белламаре. И предсказуемо добавил:
«Поскольку в Священном писании прямо указан женский пол, основным объектом охоты стали именно ведьмы – существа женского пола…»
Я кивнул. Граф продолжил:
«Мало кому известно, что в ветхозаветные времена преследование ведьм было не таким уж и редким явлением в Иудее: так, например, например, в первом веке до нашей эры тогдашний глава Синедриона рабби Шимон бен Шитах приговорил к смертной казни сразу восемьдесят ведьм. Они были сожжены живьём…»
Почему-то меня это не удивило. Бывший Великий Инквизитор продолжал:
«В Древнем Риме смертная казнь была предусмотрена за убийство посредством наведения порчи…»
В реальности имело место отравление – как и в последующие тысячелетие.
«…что во времена эпидемий предсказуемо вызывало повальную истерию и, по сути, массовые убийства ни в чём не повинных женщин…»
Как и во времена охоты на ведьм в Европе в XV-XVIII годах. Граф продолжал:
«Так, например, в 331 году до Рождества Христова, в Риме разразилась смертоносная эпидемия, в которой обвинили местных колдуний. Сто семьдесят женщин были осуждены на смерть…»
Римским вариантом суда Линца, не иначе.
«и сожжены заживо. Спустя сто пятьдесят лет история повторилась – только тогда число жертв было в десятки раз большим…»
И предсказуемо резюмировал: «Что убедительно доказывает, что массовая истерия и массовое убийство женщин, неуклюже прикрытое якобы объективными судебными процессами, вовсе не было изобретением христиан…»
Я кивнул – ибо масштабы римских казней колдуний были вполне сравнимыми с печально знаменитыми сожжениями в Бамберге XVII века.
Граф продолжал: «При императоре Тиберии за причинившую осязаемый вред чёрную магию были заживо сожжены 85 женщин и 45 мужчин. Законы, согласно которым ведьмы и колдуны подлежали сожжению на костре, были отменены лишь после того, как христианство стало официальной религией Рима…»
Меня это, мягко говоря, сильно удивило. Граф спокойно объяснил:
«Отцы Церкви были людьми весьма умными, и прекрасно понимали, что вред, наносимый отдельными ведьмами – в то время ни о каком массовом явлении и речи не было – не идёт ни в какое сравнение с катастрофическими последствиями массовой истерии…»
Что полностью соответствовало действительности.
«Поэтому» - продолжал граф, «с их подачи усилия и Церкви, и государства были направлены в первую очередь на недопущение истерии… ну, а изобличённые ведьмы подвергались лишь чисто церковным наказаниями…»
Сделал небольшую паузу – и продолжил: «Меры против самосуда были жёсткими – за убийство женщины, обвинённой в колдовстве, полагался костёр…»
Что, наверное, правильно – учитывая кошмарные последствия истерии.
Граф невозмутимо продолжал: «Святые отцы и светские правители несколько перегнули палку, утверждая, что ведьм и колдунов вообще не существует в природе, а те, кто верил в колдовство, подлежали суровому наказанию…»
Сделал небольшую паузу и продолжил: «Впрочем, в те времена ни ведьмы, ни колдуны не представляли никакой опасности ни для отдельных людей, ни для общества – так что и церковные, и светские власти в чём-то были всё же правы»
Я кивнул. Бывший Великий Инквизитор продолжил:
«К счастью, способность человека заключить пакт с Дьяволом, никогда не отрицалась христианскими богословами. В частности, великими Учителями Церкви святым Августином и святым Фомой Аквинским…»
Сделал небольшую паузу – и продолжил: «И церковные, и светские власти осознавали опасность поклонения демонам, поэтому энергично преследовали тех язычников, которые очевидно поклонялись демонам…»
Ибо каждый демонопоклонник – язычник; но далеко не каждый язычник – демонопоклонник. Граф продолжал:
«… впрочем – на всякий случай – обычно вообще всех язычников…»
Ибо в этом деле точно лучше перебдеть, чем недобдеть. Намного лучше.
«Иными словами» - продолжал граф, «средневековые правители запрещали как колдовство, так и языческие религии, часто под страхом смерти. Например, при Карле Великом христиане, практиковавшие колдовство, попадали в церковное рабство, а тех, кто поклонялся германским языческим богам, казнили...»
Обычное дело в те времена во всех христианских странах. Граф продолжал:
«Обративший Норвегию в христианство король Олаф Трюгвассон способствовал обращению Норвегии, заманил языческих колдунов в сарай, после чего двери были наглухо закрыты, а колдуны сожжены вместе с сараем…»
И это было обычным делом.
«… а тех, кто не явился к королю, нашли, схватили и утопили…»
И такое не было редкостью во времена Великой Христианской Революции.
«Как я уже говорил» - вдохновенно продолжал граф, «Святая Инквизиция ведьмами и колдунами не занималась - её задачей была борьба с еретиками. Это было официально подтверждено в 1258 году папой Александром IV. В 1320 году папа Иоанн XXII разрешил инквизиторам преследовать ведьм, но инквизиционным трибуналам и без этого работы хватало…»
Глубоко вздохнул и продолжил: «… поэтому они занимались ведьмами только когда колдовство было побочным результатом ереси или поклонения демонам. Что в то время было очень большой редкостью…»
«А потом грянула Эпоха Возрождения» - задумчиво протянул я.
«А потом грянула Эпоха Возрождения» - эхом подтвердил Великий Инквизитор.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ