«Опасность, исходящая от ведьм и колдунов» - спокойно и бесстрастно начал свою лекцию граф фон Шёнинг (во времена охоты на ведьм Великий Инквизитор граф Антонио Белламаре), «осознал ещё знаменитый вавилонский царь Хаммурапи…»
Правивший во второй половине XVIII века до нашей эры.
«… уголовный кодекс которого предусматривал смертную казнь за колдовство, причём с особой жестокостью, вообще характерной для Вавилона…»
Посажение на кол, сдирание кожи живьём, сожжение заживо… и так далее.
Граф продолжал: «Аналогичное наказание было предусмотрено и в Ветхом завете – в книге Исхода, глава 22, стих восемнадцатый…»
Не оставляй в живых колдунью, если быть более точным.
«… что стало религиозным обоснованием смертного приговора ведьмам в так называемое Время Огня» - продолжил граф Белламаре. И предсказуемо добавил:
«Поскольку в Священном писании прямо указан женский пол, основным объектом охоты стали именно ведьмы – существа женского пола…»
Я кивнул. Граф продолжил:
«Мало кому известно, что в ветхозаветные времена преследование ведьм было не таким уж и редким явлением в Иудее: так, например, например, в первом веке до нашей эры тогдашний глава Синедриона рабби Шимон бен Шитах приговорил к смертной казни сразу восемьдесят ведьм. Они были сожжены живьём…»
Почему-то меня это не удивило. Бывший Великий Инквизитор продолжал:
«В Древнем Риме смертная казнь была предусмотрена за убийство посредством наведения порчи…»
В реальности имело место отравление – как и в последующие тысячелетие.
«…что во времена эпидемий предсказуемо вызывало повальную истерию и, по сути, массовые убийства ни в чём не повинных женщин…»
Как и во времена охоты на ведьм в Европе в XV-XVIII годах. Граф продолжал:
«Так, например, в 331 году до Рождества Христова, в Риме разразилась смертоносная эпидемия, в которой обвинили местных колдуний. Сто семьдесят женщин были осуждены на смерть…»
Римским вариантом суда Линца, не иначе.
«и сожжены заживо. Спустя сто пятьдесят лет история повторилась – только тогда число жертв было в десятки раз большим…»
И предсказуемо резюмировал: «Что убедительно доказывает, что массовая истерия и массовое убийство женщин, неуклюже прикрытое якобы объективными судебными процессами, вовсе не было изобретением христиан…»
Я кивнул – ибо масштабы римских казней колдуний были вполне сравнимыми с печально знаменитыми сожжениями в Бамберге XVII века.
Граф продолжал: «При императоре Тиберии за причинившую осязаемый вред чёрную магию были заживо сожжены 85 женщин и 45 мужчин. Законы, согласно которым ведьмы и колдуны подлежали сожжению на костре, были отменены лишь после того, как христианство стало официальной религией Рима…»
Меня это, мягко говоря, сильно удивило. Граф спокойно объяснил:
«Отцы Церкви были людьми весьма умными, и прекрасно понимали, что вред, наносимый отдельными ведьмами – в то время ни о каком массовом явлении и речи не было – не идёт ни в какое сравнение с катастрофическими последствиями массовой истерии…»
Что полностью соответствовало действительности.
«Поэтому» - продолжал граф, «с их подачи усилия и Церкви, и государства были направлены в первую очередь на недопущение истерии… ну, а изобличённые ведьмы подвергались лишь чисто церковным наказаниями…»
Сделал небольшую паузу – и продолжил: «Меры против самосуда были жёсткими – за убийство женщины, обвинённой в колдовстве, полагался костёр…»
Что, наверное, правильно – учитывая кошмарные последствия истерии.
Граф невозмутимо продолжал: «Святые отцы и светские правители несколько перегнули палку, утверждая, что ведьм и колдунов вообще не существует в природе, а те, кто верил в колдовство, подлежали суровому наказанию…»
Сделал небольшую паузу и продолжил: «Впрочем, в те времена ни ведьмы, ни колдуны не представляли никакой опасности ни для отдельных людей, ни для общества – так что и церковные, и светские власти в чём-то были всё же правы»
Я кивнул. Бывший Великий Инквизитор продолжил:
«К счастью, способность человека заключить пакт с Дьяволом, никогда не отрицалась христианскими богословами. В частности, великими Учителями Церкви святым Августином и святым Фомой Аквинским…»
Сделал небольшую паузу – и продолжил: «И церковные, и светские власти осознавали опасность поклонения демонам, поэтому энергично преследовали тех язычников, которые очевидно поклонялись демонам…»
Ибо каждый демонопоклонник – язычник; но далеко не каждый язычник – демонопоклонник. Граф продолжал:
«… впрочем – на всякий случай – обычно вообще всех язычников…»
Ибо в этом деле точно лучше перебдеть, чем недобдеть. Намного лучше.
«Иными словами» - продолжал граф, «средневековые правители запрещали как колдовство, так и языческие религии, часто под страхом смерти. Например, при Карле Великом христиане, практиковавшие колдовство, попадали в церковное рабство, а тех, кто поклонялся германским языческим богам, казнили...»
Обычное дело в те времена во всех христианских странах. Граф продолжал:
«Обративший Норвегию в христианство король Олаф Трюгвассон способствовал обращению Норвегии, заманил языческих колдунов в сарай, после чего двери были наглухо закрыты, а колдуны сожжены вместе с сараем…»
И это было обычным делом.
«… а тех, кто не явился к королю, нашли, схватили и утопили…»
И такое не было редкостью во времена Великой Христианской Революции.
«Как я уже говорил» - вдохновенно продолжал граф, «Святая Инквизиция ведьмами и колдунами не занималась - её задачей была борьба с еретиками. Это было официально подтверждено в 1258 году папой Александром IV. В 1320 году папа Иоанн XXII разрешил инквизиторам преследовать ведьм, но инквизиционным трибуналам и без этого работы хватало…»
Глубоко вздохнул и продолжил: «… поэтому они занимались ведьмами только когда колдовство было побочным результатом ереси или поклонения демонам. Что в то время было очень большой редкостью…»
«А потом грянула Эпоха Возрождения» - задумчиво протянул я.
«А потом грянула Эпоха Возрождения» - эхом подтвердил Великий Инквизитор.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Время огня - глава из романа Проект Харон
- RolandVT
- Posts: 4147
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 106 times
- Been thanked: 1388 times
- RolandVT
- Posts: 4147
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 106 times
- Been thanked: 1388 times
Re: Время огня - глава из романа Проект Харон
Граф продолжил: «Эпоха Возрождения, с одной стороны, была исторической неизбежностью, за которую Европа должна благодарить мусульман…»
Я удивлённо посмотрел на него. Граф объяснил:
«Уже в начале двадцатых годов XV века стало очевидно, что Византийская империя… тогда уже просто Византийское государство, в силу своего малого размера – оно контролировало лишь несколько областей на побережье Средиземного моря – обречена…»
Сделал небольшую паузу – и продолжил:
«Спасаясь от османов, власть которых не сулила им ничего хорошего, византийцы бежали в Европу, прихватив с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе… кроме того, они и сами были носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся… а в Европе основательно задавленной католичеством»
Я кивнул. Великий Инквизитор продолжил: «Этот культурный десант оказался настолько мощным, что вызвал самую настоящую культурную революцию, результатом которой и стали эпохи Возрождения, Просвещения и так далее…»
Я снова кивнул. Граф уверенно продолжал:
«Хотя Церковь Молоха не внесла заметного вклада в эту культурную революцию – во всяком случае, никаких доказательств этого вклада мы не обнаружили – она постаралась её максимально использовать ещё в самом её начале…»
То есть, ещё в 1420-х годах.
«… в частности, путём создания прото-феминистского движения, у которого была двоякая цель. Во-первых, начать процесс разрушения традиционной семьи…»
Ибо это едва ли не самый эффективный способ начать разрушение всей человеческой цивилизации.
«… и, во-вторых, создать, выражаясь современным языком, Сеть самых настоящих ведьм, колдуний, чёрных магов женского пола…»
«… которые явным образом заключат договор с Дьяволом; признают его своим покровителем и будут, используя магические технологии, пробивать защитную стену, отделяющую наш мир от Ада» - закончил я за него.
Граф Белламаре кивнул – и усмехнулся: «… и всё только для того, чтобы разрушить патриархальное общество, которое якобы угнетает женщин…»
Хотя в реальности всё было существенно иначе. Великий Инквизитор продолжил:
«В начале второй половины XV века нам – в смысле, Тайной Инквизиции…»
Совершенно секретной силовой структуры Святого Престола, подчинявшейся непосредственно папе и возглавлявшейся графом.
«… стало совершенно очевидно, что ведьмы и колдуны вполне способны объединиться в Сеть достаточной мощности, чтобы пробить защитную стену…»
После чего человеческая цивилизация будет уничтожена, а наш мир превратится в самый настоящий Ад на Земле.
«… поэтому необходимо принять самые решительные меры…»
«Издав буллу Summis desiderantes affectibus, трактат Молот Ведьм и всё такое прочее?» - усмехнулся я.
Булла римского папы Иннокентия VIII Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души») была опубликована пятого декабря 1484 года. Формально булла требовала принятия решительных мер по искоренению ересей и колдовства на одной территории - в Рейнской области.
Однако, по сути, булла была официальным объявлением о радикальном изменении политики Церкви по отношению к ведьмам и колдунам. Теперь Церковь (а) официально признавала существование ведьм; и (б) объявляла их достаточно серьёзной угрозой для того, чтобы бросить на борьбу с ними если не все, то значительную часть церковных и светских сил и средств. В том числе, и Святой Инквизиции, которая до того занималась исключительно еретиками.
В частности, булла наделяла чрезвычайными инквизиторскими полномочиями доминиканцев Генриха Крамера и Якоба Шпренгера — будущих (официальных) авторов знаменитого трактата Молот Ведьм. Препятствие действиям церковных и светских властей по борьбе с ведьмами карались отлучением от Церкви.
Булла была включена в качестве предисловия в Молот Ведьм, по официальной версии написанный Крамером в соавторстве с профессором богословия Шпренгером и изданный в Шпайере в 1487 году – спустя чуть менее, чем три года после публикации в прямом смысле судьбоносной буллы.
Что-то мне подсказывало, что настоящим автором и Молота Ведьм, и буллы Summis desiderantes affectibus был Великий Инквизитор граф Антонио Белламаре. Который по понятным причинам, не хотел афишировать своё авторство.
Молот Ведьм представлял собой трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм. Надлежащих с точки зрения максимальной эффективности, разумеется.
Основными задачами Молота Ведьм было систематическое опровержение доводов об отсутствии колдовства, дискредитация тех, кто сомневался в его существовании, доказательство того, что женщины колдуют чаще мужчин, а также обучение следователей максимально эффективным способам выявления ведьм и добыче доказательств их виновности.
Полное латинское название трактата переводится как «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу». Заглавие подчёркивает женскую сущность чародейства, так как ключевое слово Maleficarum приводится в женском роде. Если бы речь шла о мужчинах, либо о мужчинах и женщинах в равной степени, следовало бы писать MaleficOrum.
В течение полутора столетий Молот Ведьм выдержал двадцать восемь (!) изданий: пятнадцать в Германии, одиннадцать во Франции и два в Италии. Что занятно, протестантские охотники на ведьм использовали это руководство едва ли не чаще, чем католические.
«Мы прекрасно понимали» - бесстрастно продолжил граф Белламаре, «что столь радикальный поворот в церковной политике по отношению к ведьмам и колдовству – и публикация Молота Ведьм - неизбежно вызовут вспышки массовой истерии и приведут к тысячам невинных жертв…»
По наиболее реалистичным оценкам, общее число женщин, погибших в результате этих вспышек, составило около десяти тысяч.
«… однако это было намного меньшим – и потому неизбежным – Злом по сравнению с гибелью всей цивилизации и превращению нашего мира в Ад...»
«Неужели без этого никак нельзя было обойтись?» - недоумённо спросил я.
Граф покачал головой: «По нашим оценкам – впоследствии подтвердившимся – для ликвидации инфернальной Сети необходимо было ликвидировать около пяти тысяч ведьм. Такое количество было просто не по силам нашей небольшой группе – в Тайной Инквизиции никогда не было более сотни сотрудников…»
«… поэтому пришлось запустить частый бредень» - усмехнулся я. «С неизбежными убийственными побочными эффектами…»
И в высшей степени заинтересованно осведомился: «И как вы их находили?»
Великий Инквизитор пожал плечами: «Хотя подавляющее большинство ведьм попадало в тюрьму за банальную уголовщину – как правило, отравления – некоторые из них серьёзно занимались чёрной магией. А поскольку это требует специальных знаний, которые можно получить только у профессионалок…»
«Понятно» - усмехнулся я. «Их пытали – и рано или поздно они выдавали тех, кто был вам нужен…»
Граф кивнул: «Для достижения своих инфернальных целей Сеть должна была постоянно расширяться, поэтому нужные нам прото-феминистки неизбежно вступали в контакт… много с кем. На том и попадались…»
«После чего их тоже пытали» - не столько спросил, сколько констатировал я.
Граф кивнул: «Пытали… причём всегда успешно – у меня работали мастера…»
«Кто бы сомневался» - усмехнулся я. Однако промолчал. А граф ответил на не заданный мной вопрос:
«После получения необходимой нам информации мы передавали ведьму в руки сначала инквизиционного трибунала…»
Который на основе предоставленной людьми графа информации немедленно признавал её виновной в колдовстве.
«… а тот уже передавал её в руки светских властей, которые – по рекомендации инквизиторов – приговаривал её к сожжению живьём на относительно медленном огне…»
«Для максимально эффективного очищения ей души?» - усмехнулся я.
Граф кивнул: «И для этого тоже… но и в качестве акции устрашения…»
Видимо, достаточно успешной – ибо графу удалось уничтожить Сеть. Правда, побочные эффекты оказались просто чудовищными.
Папская булла и Молот Ведьм были действительно необходимы, ибо до их публикации светские власти наотрез отказывались изобличать и преследовать ведьм… да и власти церковные особым энтузиазмом не горели.
Так, в 1461 году просвещённый герцог Бургундии Филипп Добрый решительно пресёк преследования ведьм в Аррасе, отправив туда герольдмейстера Ордена Золотого руна Жана Лефевра де Сен-Реми и принудив университетских богословов из Лувена публично осудить эти действия местных властей.
В центральных областях Франции провинциальные парламенты также не поощряли охоту на ведьм и после начала гонений присвоили себе исключительное право рассматривать все ведовские дела, которые часто заканчивались оправданием обвиняемых.
Священники и епископы в Германии выпускали прокламации, в которых прямо запрещали обвинять кого-либо в колдовстве. Генриху Крамеру пришлось столкнуться с этим и лично: рассмотрев материалы проведённого им процесса против ведьм, епископ Инсбрукский отменил приговоры инквизиции, освободил обвиняемых женщин и предложил Крамеру покинуть город от греха подальше.
Публикация буллы и Молота Ведьм радикально изменило поведение и светских, и церковных властей. Почти сто лет массовой истерии удавалось избегать, однако в 1585 году прорвало.
Первый этап массовых гонений пришёлся на период с 1585 года по 1595 год. Два других пришлись на время около 1630 года и на 1650-1660-е годы. За это время состоялись около ста тысяч процессов; погибло около 50 тысяч жертв.
Больше всего жертв было в государствах Германии, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени охота на ведьм затронула Англию и практически не затронула Италию и Испанию.
Лишь несколько процессов над ведьмами было в США; самый известный пример — Салемские события 1692—1693 годов. В качестве общей тенденции можно отметить перемещение волн процессов с запада на восток, так что, например, в Австрии и на востоке Центральной Европы пик преследования ведьм был достигнут сравнительно поздно — около 1680 года. Вплоть до середины XVIII века в Центральной Европе ещё судили и казнили ведьм.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек.
Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны увлечённо обвиняли друг друга в колдовстве.
Для людей, обвиняемых в колдовстве, даже существовали отдельные тюрьмы (самой известной из них был Друденхаус, построенный в 1627 году в немецком городе Бамберге – там массовая истерия вообще зашкаливала).
Первой страной, в которой было отменено уголовное наказание за колдовство, стала Великобритания. Это произошло в 1735 году. В германских государствах законодательное ограничение ведовских процессов последовательно происходило в Пруссии, где в 1706 году королевским указом полномочия обвинителей были существенно ограничены.
В 1714 году Фридрих Вильгельм I издал эдикт, по которому все приговоры по ведовским делам должны были поступать на его личное утверждение. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Фридрих II при вступлении на престол в 1740 году отменил пытки, что существенно осложнило работу охотников на ведьм.
Последним человеком, казнённым в Германии именно с формулировкой «за колдовство», стала служанка Анна Мария Швегелин, обезглавленная 30 марта 1775 года в Кемптене (Бавария).
Последней казнённой в Европе за колдовство считается Анна Гёльди, казнённая в Швейцарии в 1782 году (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление).
Граф закончил лекцию, после чего отбыл в неизвестном мне направлении. А я отправился домой – к моей горячо любимой жене Маргарите Александровне Романовой и (неожиданно) горячо любимой приёмной дочери Нелли.
Даже и не подозревая, что моя карьера официального палача Общества Чёрного Солнца и главного исполнителя Проекта Харон только что завершилась.
Навсегда.
Я удивлённо посмотрел на него. Граф объяснил:
«Уже в начале двадцатых годов XV века стало очевидно, что Византийская империя… тогда уже просто Византийское государство, в силу своего малого размера – оно контролировало лишь несколько областей на побережье Средиземного моря – обречена…»
Сделал небольшую паузу – и продолжил:
«Спасаясь от османов, власть которых не сулила им ничего хорошего, византийцы бежали в Европу, прихватив с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе… кроме того, они и сами были носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся… а в Европе основательно задавленной католичеством»
Я кивнул. Великий Инквизитор продолжил: «Этот культурный десант оказался настолько мощным, что вызвал самую настоящую культурную революцию, результатом которой и стали эпохи Возрождения, Просвещения и так далее…»
Я снова кивнул. Граф уверенно продолжал:
«Хотя Церковь Молоха не внесла заметного вклада в эту культурную революцию – во всяком случае, никаких доказательств этого вклада мы не обнаружили – она постаралась её максимально использовать ещё в самом её начале…»
То есть, ещё в 1420-х годах.
«… в частности, путём создания прото-феминистского движения, у которого была двоякая цель. Во-первых, начать процесс разрушения традиционной семьи…»
Ибо это едва ли не самый эффективный способ начать разрушение всей человеческой цивилизации.
«… и, во-вторых, создать, выражаясь современным языком, Сеть самых настоящих ведьм, колдуний, чёрных магов женского пола…»
«… которые явным образом заключат договор с Дьяволом; признают его своим покровителем и будут, используя магические технологии, пробивать защитную стену, отделяющую наш мир от Ада» - закончил я за него.
Граф Белламаре кивнул – и усмехнулся: «… и всё только для того, чтобы разрушить патриархальное общество, которое якобы угнетает женщин…»
Хотя в реальности всё было существенно иначе. Великий Инквизитор продолжил:
«В начале второй половины XV века нам – в смысле, Тайной Инквизиции…»
Совершенно секретной силовой структуры Святого Престола, подчинявшейся непосредственно папе и возглавлявшейся графом.
«… стало совершенно очевидно, что ведьмы и колдуны вполне способны объединиться в Сеть достаточной мощности, чтобы пробить защитную стену…»
После чего человеческая цивилизация будет уничтожена, а наш мир превратится в самый настоящий Ад на Земле.
«… поэтому необходимо принять самые решительные меры…»
«Издав буллу Summis desiderantes affectibus, трактат Молот Ведьм и всё такое прочее?» - усмехнулся я.
Булла римского папы Иннокентия VIII Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души») была опубликована пятого декабря 1484 года. Формально булла требовала принятия решительных мер по искоренению ересей и колдовства на одной территории - в Рейнской области.
Однако, по сути, булла была официальным объявлением о радикальном изменении политики Церкви по отношению к ведьмам и колдунам. Теперь Церковь (а) официально признавала существование ведьм; и (б) объявляла их достаточно серьёзной угрозой для того, чтобы бросить на борьбу с ними если не все, то значительную часть церковных и светских сил и средств. В том числе, и Святой Инквизиции, которая до того занималась исключительно еретиками.
В частности, булла наделяла чрезвычайными инквизиторскими полномочиями доминиканцев Генриха Крамера и Якоба Шпренгера — будущих (официальных) авторов знаменитого трактата Молот Ведьм. Препятствие действиям церковных и светских властей по борьбе с ведьмами карались отлучением от Церкви.
Булла была включена в качестве предисловия в Молот Ведьм, по официальной версии написанный Крамером в соавторстве с профессором богословия Шпренгером и изданный в Шпайере в 1487 году – спустя чуть менее, чем три года после публикации в прямом смысле судьбоносной буллы.
Что-то мне подсказывало, что настоящим автором и Молота Ведьм, и буллы Summis desiderantes affectibus был Великий Инквизитор граф Антонио Белламаре. Который по понятным причинам, не хотел афишировать своё авторство.
Молот Ведьм представлял собой трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм. Надлежащих с точки зрения максимальной эффективности, разумеется.
Основными задачами Молота Ведьм было систематическое опровержение доводов об отсутствии колдовства, дискредитация тех, кто сомневался в его существовании, доказательство того, что женщины колдуют чаще мужчин, а также обучение следователей максимально эффективным способам выявления ведьм и добыче доказательств их виновности.
Полное латинское название трактата переводится как «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу». Заглавие подчёркивает женскую сущность чародейства, так как ключевое слово Maleficarum приводится в женском роде. Если бы речь шла о мужчинах, либо о мужчинах и женщинах в равной степени, следовало бы писать MaleficOrum.
В течение полутора столетий Молот Ведьм выдержал двадцать восемь (!) изданий: пятнадцать в Германии, одиннадцать во Франции и два в Италии. Что занятно, протестантские охотники на ведьм использовали это руководство едва ли не чаще, чем католические.
«Мы прекрасно понимали» - бесстрастно продолжил граф Белламаре, «что столь радикальный поворот в церковной политике по отношению к ведьмам и колдовству – и публикация Молота Ведьм - неизбежно вызовут вспышки массовой истерии и приведут к тысячам невинных жертв…»
По наиболее реалистичным оценкам, общее число женщин, погибших в результате этих вспышек, составило около десяти тысяч.
«… однако это было намного меньшим – и потому неизбежным – Злом по сравнению с гибелью всей цивилизации и превращению нашего мира в Ад...»
«Неужели без этого никак нельзя было обойтись?» - недоумённо спросил я.
Граф покачал головой: «По нашим оценкам – впоследствии подтвердившимся – для ликвидации инфернальной Сети необходимо было ликвидировать около пяти тысяч ведьм. Такое количество было просто не по силам нашей небольшой группе – в Тайной Инквизиции никогда не было более сотни сотрудников…»
«… поэтому пришлось запустить частый бредень» - усмехнулся я. «С неизбежными убийственными побочными эффектами…»
И в высшей степени заинтересованно осведомился: «И как вы их находили?»
Великий Инквизитор пожал плечами: «Хотя подавляющее большинство ведьм попадало в тюрьму за банальную уголовщину – как правило, отравления – некоторые из них серьёзно занимались чёрной магией. А поскольку это требует специальных знаний, которые можно получить только у профессионалок…»
«Понятно» - усмехнулся я. «Их пытали – и рано или поздно они выдавали тех, кто был вам нужен…»
Граф кивнул: «Для достижения своих инфернальных целей Сеть должна была постоянно расширяться, поэтому нужные нам прото-феминистки неизбежно вступали в контакт… много с кем. На том и попадались…»
«После чего их тоже пытали» - не столько спросил, сколько констатировал я.
Граф кивнул: «Пытали… причём всегда успешно – у меня работали мастера…»
«Кто бы сомневался» - усмехнулся я. Однако промолчал. А граф ответил на не заданный мной вопрос:
«После получения необходимой нам информации мы передавали ведьму в руки сначала инквизиционного трибунала…»
Который на основе предоставленной людьми графа информации немедленно признавал её виновной в колдовстве.
«… а тот уже передавал её в руки светских властей, которые – по рекомендации инквизиторов – приговаривал её к сожжению живьём на относительно медленном огне…»
«Для максимально эффективного очищения ей души?» - усмехнулся я.
Граф кивнул: «И для этого тоже… но и в качестве акции устрашения…»
Видимо, достаточно успешной – ибо графу удалось уничтожить Сеть. Правда, побочные эффекты оказались просто чудовищными.
Папская булла и Молот Ведьм были действительно необходимы, ибо до их публикации светские власти наотрез отказывались изобличать и преследовать ведьм… да и власти церковные особым энтузиазмом не горели.
Так, в 1461 году просвещённый герцог Бургундии Филипп Добрый решительно пресёк преследования ведьм в Аррасе, отправив туда герольдмейстера Ордена Золотого руна Жана Лефевра де Сен-Реми и принудив университетских богословов из Лувена публично осудить эти действия местных властей.
В центральных областях Франции провинциальные парламенты также не поощряли охоту на ведьм и после начала гонений присвоили себе исключительное право рассматривать все ведовские дела, которые часто заканчивались оправданием обвиняемых.
Священники и епископы в Германии выпускали прокламации, в которых прямо запрещали обвинять кого-либо в колдовстве. Генриху Крамеру пришлось столкнуться с этим и лично: рассмотрев материалы проведённого им процесса против ведьм, епископ Инсбрукский отменил приговоры инквизиции, освободил обвиняемых женщин и предложил Крамеру покинуть город от греха подальше.
Публикация буллы и Молота Ведьм радикально изменило поведение и светских, и церковных властей. Почти сто лет массовой истерии удавалось избегать, однако в 1585 году прорвало.
Первый этап массовых гонений пришёлся на период с 1585 года по 1595 год. Два других пришлись на время около 1630 года и на 1650-1660-е годы. За это время состоялись около ста тысяч процессов; погибло около 50 тысяч жертв.
Больше всего жертв было в государствах Германии, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени охота на ведьм затронула Англию и практически не затронула Италию и Испанию.
Лишь несколько процессов над ведьмами было в США; самый известный пример — Салемские события 1692—1693 годов. В качестве общей тенденции можно отметить перемещение волн процессов с запада на восток, так что, например, в Австрии и на востоке Центральной Европы пик преследования ведьм был достигнут сравнительно поздно — около 1680 года. Вплоть до середины XVIII века в Центральной Европе ещё судили и казнили ведьм.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек.
Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны увлечённо обвиняли друг друга в колдовстве.
Для людей, обвиняемых в колдовстве, даже существовали отдельные тюрьмы (самой известной из них был Друденхаус, построенный в 1627 году в немецком городе Бамберге – там массовая истерия вообще зашкаливала).
Первой страной, в которой было отменено уголовное наказание за колдовство, стала Великобритания. Это произошло в 1735 году. В германских государствах законодательное ограничение ведовских процессов последовательно происходило в Пруссии, где в 1706 году королевским указом полномочия обвинителей были существенно ограничены.
В 1714 году Фридрих Вильгельм I издал эдикт, по которому все приговоры по ведовским делам должны были поступать на его личное утверждение. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Фридрих II при вступлении на престол в 1740 году отменил пытки, что существенно осложнило работу охотников на ведьм.
Последним человеком, казнённым в Германии именно с формулировкой «за колдовство», стала служанка Анна Мария Швегелин, обезглавленная 30 марта 1775 года в Кемптене (Бавария).
Последней казнённой в Европе за колдовство считается Анна Гёльди, казнённая в Швейцарии в 1782 году (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление).
Граф закончил лекцию, после чего отбыл в неизвестном мне направлении. А я отправился домой – к моей горячо любимой жене Маргарите Александровне Романовой и (неожиданно) горячо любимой приёмной дочери Нелли.
Даже и не подозревая, что моя карьера официального палача Общества Чёрного Солнца и главного исполнителя Проекта Харон только что завершилась.
Навсегда.
Scribo, ergo sum