И ещё о сожжении на Руси и в России

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 4147
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 106 times
Been thanked: 1388 times

И ещё о сожжении на Руси и в России

Post by RolandVT »

Из книги "Палачи и казни в истории России и СССР"

----------------------------------------------------------------------------

Наиболее распространенным видом квалифицированной казни на Руси в Средние века было сожжение заживо. Преступников сжигали на обыкновенном костре или в деревянном срубе, иногда предварительно заключив в железную клетку. Еще в начале XIII века киевские князья и высокопоставленные священнослужители казнили за хулу православной веры путем сожжения. Считалось, что огонь сжигает исходящее от провинившихся зло. Главной
целью казни были не только (и не столько) страдания казнимых, но и уничтожение исходившей от них нечистой силы.

Как говорит летопись, в 1227 г. в Новгороде «изъжогша волхвов четыре». В 1230 г. в Новгороде же, во время голода, бояре присуждали к сожжению граждан, доведенных крайностью до людоедства. В 1411 г., после начала эпидемии чумы, в Пскове по обвинению в «напущений» болезни были сожжены 12 женщин.

На следующий год массовое сожжение людей произошло в Новгороде. В 1442 г. в Новгороде многие сожжены были по подозрению в совершении поджогов (око за око... типа). В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске вместе с женой был сожжен боярин Андрей Дмитриевич.

В 1493 г. в Москве по подозрению в намерении отравить Иоанна III сожжены в железных клетках князь Лукомский и толмач Матиас. В 1684-м вышел указ, который предписывал хватать тех, кто не ходит в церкви, не бывает у
святого причастия и не пускает к себе в дом священников – и подвергать таких людей пытке; кто окажется при этом нераскаявшимся грешником – сжигать.

Во второй половине XVII века сожжение особенно часто применялось в виде наказания за упорство в «старой вере». В 1666–1667 гг. состоялся большой Московский собор, на котором староверов, а также всех не покоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными смертной казни.

После этого собора «отступников от Веры Христовой» сжигать стали чаще. В 1666 г. в вязниковских лесах был схвачен и после допроса сожжен старообрядческий проповедник Вавила. В 1671 г. старообрядец Иван Красулин был сожжен в Печенгском монастыре.

Зимой 1671–1672 гг. в Москве сожжен видный старообрядец Авраамий, несколько раньше него в Москве взошел на костер старообрядец Исайя. В 1672 г. в Астрахани воевода Одоевский сжег К. Семенова, у которого была найдена тетрадка с заговорами.

Женка Федосья, обвиненная в порче, попала на костер в 1674 г. в северном городе Тотьме. Перед казнью она заявила, что никого не портила и наговорила на себя, не стерпев пыток. В 1676 г. в селе Сокольском царским указом было повелено сжечь Панко и Аноску Ломоносовых, колдовавших с помощью кореньев: «Сокольскому пушкарю Панке
Ломоносову и жене его Аноске дать им отца духовного и сказать им их вину в торговый день при многих людях, и велеть казнить смертью, сжечь в срубе с кореньем и с травы».

В том же 1676 г. старообрядец, инок Филипп, который наладил связи Аввакума с центрами раскола, «сожжен огнем бысть» в Москве. В 1677 г. поп-старообрядец был сожжен в Черкасске по приказанию атамана донского войска Самарина. 14 апреля 1682 г. были сожжены Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь.

В сочинениях Аввакума сохранилось много сведений о сожжении старообрядцев. Иларион, стрелец, сожжен в Киеве. Полиект, священник, сожжен в Боровске («и с ним 14 человек сожгли»). Иван Юродивый сожжен в Холмогорах. В Казани тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире – шестерых, в Боровске – четырнадцать
человек.

Иногда сожжение производилось на медленном огне - причём не только за религиозные преступления. В 1701 г. таким образом были казнены за распространение возмутительных «тетрадей» (листовок) о Петре I Гришка Талицкий и его сообщник Савин. В синодском указе по этому поводу сказано, что Талицкий «во время казни, копчением творимой, не стерпев того, покаялся». Обоих осужденных, в течение восьми часов окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде и все тело медленно таяло, как воск; в конце
концов их истаявшие тела были сожжены вместе с эшафотом.

Сожжения колдунов, колдуний и прочих отступников продолжались и в "просвещённом" XVIII веке. Особенно жестокими репрессиями преследовалась «ересь» во времена правления Анны Иоанновны (1730–1740 гг.). В 1730 г. приговорены к сожжению за богохульство 19-летний солдат Филипп Сизимин и дворовый Иван Столяр. В 1732 г. по доносу некоего разбойника Караулова в Москве были арестованы более ста сектантов – «хлыстов». Четыре человека, в том числе почитаемая сектантами как богородица монахиня Анастасия (Агафья) Карпова, были казнены, а 116
человек биты кнутом и сосланы.

В 1738 г. две женщины были сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули Святые Тайны. В
1738 г. протопоп Иван Федосьев был сожжён за то, что в пьяном виде заявил: «Что мне Богородица, я с ней трижды сквернодеяние учиню» (и выговорил прямо народным речением).

В 1738 г. еврей Барух Лейбов ухитрился обратить в иудаизм флотского капитан-поручика Александра Возницына. Возницын даже совершил обрезание, но был изобличен в вероотступничестве... собственной супругой. Та подала донос, и Лейбов, и Возницын были сожжены.

Приговор гласил: «...обоих казнить смертью, сжечь, чтобы другие смотря на то невежды и богопротивники, от христианского закона отступить не могли (как Возницын) и таковые прелестники, как и оный жид Барух, из христианского закона прельщать и в свои законы превращать не дерзали». Благочестивая вдова, кроме законной
части из имения мужа, получила еще сто душ с землями «в вознаграждение за правый донос».

В 1738 г. был сожжен татарин Тойгильда Жуляков за то, что он, «крестясь в веру греческого вероисповедания, принял снова магометанский закон и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел, чем Богу и закону его праведному учинил
великое противление и ругательство». Казнь была совершена при собрании всех крещеных татар, на страх другим таковым, кои из магометанства приведены в христианскую веру.

В 1743 г. Сенат приговорил к сожжению вероотступника Несмеянко-Кривого. Последний не только отрекся от православной веры и снял с себя крест, но и расколол икону (однако приговор не был утверждён императрицей Елизаветой, которая за три года до того вообще отменила смертную казнь).

Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. XVIII века на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев. По вышеописанной причине это было чистейшее самоуправство, которое, однако, сошло с рук капитану - в силу "дистанции огромного размера".
Scribo, ergo sum
Post Reply