Обезглавливание в древнем Риме

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 14756
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 240 times
Been thanked: 3604 times

Обезглавливание в древнем Риме

Post by RolandVT »

В отличие о практически все стран, в которых для отсечения головы использовался только один инструмент, в древнем Риме использовали три - топор, секиру (боевой топор) и меч. Топор считался позорным инструментом, ибо им убивали жертвенных животных (головы рубили именно этим топором).

Топором казнили обычно за государственную измену (заговор, предательство и т.д.); так, например, основатель древнеримской республики Луций Юний Брут (не путать с Марком Юнием Брутом, убийцей Юлия Цезаря) именно такой расправе подверг своих сыновей за их участие в предательском заговоре (такие семейные разборки были обычным делом в древнем Риме). Плутарх так описывает эту казнь:

«Ликторы схватили молодых людей, сорвали с них одежду, завели за спину руки и принялись сечь прутьями [стандартный приквел к собственно казни], и меж тем как остальные не в силах были на это смотреть, сам консул, говорят, не отвёл взора в сторону, сострадание нимало не смягчило гневного и сурового выражения его лица — тяжёлым взглядом следил он за тем, как наказывают его детей, до тех пор пока ликторы, распластав их на земле, отрубили им топорами головы»

Ликторы были древнеримскими палачами: они представляли собой особый вид госслужащих, которые исполняли приговоры магистратов или правителей, в мирное и военное время. Для телесных наказаний они имели фасции ( пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые красным шнуром или связанные ремнями), а для обезглавливания осужденных использовалась ликторская секира или меч.

Секира представляла собой боевой топор с лезвием в форме полумесяца длиной в 30 сантиметров на метровой длины древке. Меч использовался тот, который в соответствующее время состоял на вооружении римской армии: ксифос (греческий меч), гладиус (испанский меч) или спата (галльский меч). Любопытно, что в бою меч был оружием колющим, рубили им только головы осуждённым на смерть.

Изначально мечом казнили только военнослужащих за воинские преступления, однако впоследствии он стал использоваться и для казни гражданских лиц, постепенно вытеснив ликторскую секиру. Последней (как и топором) казнили обычно в положении лёжа, привязывая приговорённого к вкопанным в землю колышкам за запястья и лодыжки. Однако казнили и вертикальном положении - либо привязывая к столбу, либо выкапывая достаточно глубокую яму, чтобы при ударе рука была строго перпендикулярна туловищу палача (так максимально удобно рубить).

Как и в другие эпохи, казнь в древнем Риме была развлечением, что зачастую приводила к совершенно отвратительным эпизодам. Чтобы позабавить своего капризного мальчика-любовника (в древнем Риме гомосексуализм и даже педофилия считались совершенно нормальными), сенатора Луций Фламинин велел привести одного из приговорённых к смерти и, позвав ликтора, приказал отрубить несчастному голову здесь же на пиру. Произвол был лютый, в общем.

Один римский консул пригласил на пир известную гетеру, в которую был влюблён до беспамятства. Там, похваляясь своими подвигами, он среди прочего рассказал своей гостье, как строго он ведёт дознание по уголовным делам и сколько осуждённых у него в темнице ждёт исполнения смертного приговора.

Гетера (не путать с проститутками!), забравшись к нему на колени, сказала, что ни разу не видела, как рубят голову и что она очень хочет это увидеть. Учтивый любовник тут же велел притащить одного из этих несчастных и топором (впрочем, возможно, что ликторской секирой) отрубил ему голову.

Поскольку для отсечения головы одним ударом необходимо было очень хорошо уметь это делать, настоящих профессионалов было мало. Поэтому отсечение головы нередко заменяли перерезанием горла ножом или кинжалом. Гай Юлий Цезарь, захвативший в плен средиземноморских пиратов, распорядился заменить им распятие именно на такой вид казни (пиратам перерезали горло сразу после того, как привязали к кресту). Позднее такое милосердие применялось неоднократно.
Scribo, ergo sum
Post Reply