Page 1 of 1

Палачи ХХ века - Лоренц Швиц

Posted: Mon Dec 09, 2024 9:13 pm
by RolandVT
https://pravo.ru/story/view/52560/
https://picturehistory.livejournal.com/5828851.html

Сегодня невозможно точно установить, сколько преступников казнили в Пруссии в начале ХХ века: почти все судебные документы, относящиеся к этому периоду, утрачены. Единственное исключение – Лоренц Швиц. Известно, что он собственноручно (как правило, топором) казнил 123 преступника. Своеобразный рекорд этот палач поставил в 1901 году в небольшом прусском городке Грауденце. Там он за 45 минут обезглавил четырех осужденных.

Впрочем, в профессиональной деятельности Швица возникало достаточно "нештатных ситуаций". Однажды отрубленная им голова не попала в специальную корзину, а, оставляя кровавый след, покатилась по полу и остановилась, лишь ударившись о стену. Во время другой казни топор зацепился за бороду преступника, отрубленная голова повисла на нем, а из перерубленной сонной артерии ручьем захлестала кровь

Согласно закону, палачи не имели права распространяться о своей работе и деталях казней. Единственным, кто нарушил этот запрет, стал Швиц. В начале 1920-х годов он потерял сначала жену, а затем и все свои сбережения — в Германии бушевала гиперинфляция. Отставной палач попытался поправить свои финансовые дела, нарушив закон, рассказал о себе журналистам и продемонстировал им свой топор, на котором были высечены имена всех казненных им людей.

"Сама казнь, особенно учитывая то, как я ее обычно осуществлял, — ничто для преступников, — оправдывался Лоренц Швиц в этих беседах. – Единственное, что по-настоящему пугало всех без исключения приговоренных, — последние часы перед смертью, когда они понимали, что совсем скоро предстоит покинуть этот мир".

Но откровения не помогли Швицу. Два года он вел нищенское существование, а в мае 1925 года пустил себе пулю в лоб. Исследователи считают, что его рабочий топор до сих пор хранится в запасниках одного из берлинских музеев.

Лоренц Швиц родился 25 июля 1850 года в местечке под названием Гросс Дёберн (Groß Döbern), графство Ополе, что провинции Силезия (ныне Польша) в семье потомственных мясников. С ранних лет он работал по профессии предков живя в городе Рацибуж. Скопив денег, Лоренц купил в Бреслау скотобойню. Бизнес у него пошел неплохо и вскоре он управлял всеми живодернями в этом городе. Женился. Имел неплохой доход Но ему было скучно. Он много пил, задирался и хулиганил. Намучалась с ним полиция, ибо он был мужчиной крупным, дородным и очень сильным.

Все поменялось, когда на одной из попоек он познакомился с королевским палачом Юлиусом Крауцем. Тот как раз искал себе нового помощника, так как предыдущего случайно сам же убил в пьяной драке. Это сочли за самооборону, так как его помощник бросился на Крауца с ножом.

Однако кандидатуру Швица власти поначалу не утвердили - на плохом счету он был. Но он работал неофициально, помогал, учился. Ему это нравилось определенно. Тем более вскоре власти были пойти на попятную. Ушел на пенсию Главный Государственный палач Фридрих Райндел, заем его сын Вильгельм, Крауца тоже попросили на выход... а поскольку палачей не хватало, Швица приняли на работу.

8-го и 9 августа 1900 года, он провел свои первые казни в новой должности. Зять Вильгельма Райндела, Элвин Энгельхардт тоже был проэкзаменован в том же самом году. Поэтому правительство назначило Швица палачом восточной части Пруссии, а Энгельхардта — западной; стороны разделяла река Эльба. В 1906 году, разорившись и потратив значительную часть своих денег на кутежи, Энгельхардт вынужден был оставить службу и Швиц, таким образом, стал единственным палачом в стране.

Когда приходило время исполнить обязанности палача, Швиц брал с собой трех-четырех помощников (трое из них позже сами станут палачами), красную скамью, топор, бревно и черный цилиндр. Они путешествовали до места назначения поездом, всегда третьим классом; расходы на передвижение оплачивались государством.

Вечером, накануне казни, у палача и его жертвы всегда была встреча, во время которой исполнитель осматривал шею осужденного, а также проверял его физическое и психическое состояние — на случай, если вдруг будет оказано сопротивление во время приведения приговора в исполнение.

Интересный момент - после очередного отсечения головы Лоренц Швиц выгравировывал имя казненного на своем топоре, который в настоящее время находится в одном из музеев Берлина. Как-то раз в одном интервью Швиц сказал, что никогда не чувствовал раскаяния, это было лишь осуществление правосудия и только. Более того, ему определенно нравилась работа.

Справедливости ради, надо отметить, что он всегда выполнял работу быстро и чисто, стараясь минимизировать страдания казнимых. Выйдя в отставку, жил на скопленные деньги... и так бы и дожил до преклонных лет, если бы не две катастрофы. В 1923 году умерла жена Швица, и в том же году разразившийся экономический кризис в послевоенной Веймарской Германии обнулил все его сбережения.

Попытка возродить мясной бизнес оказалась неудачной; неудачными оказались и его мемуары, изданные в 1924 году - 'Рассказы палача Швица из Бреслау о его 123-х казнях' - они продавались не просто плохо, а очень плохо. Окончательно разоренный, сломленный и отчаявшийся Швиц застрелился в мае 1925-го года.

Так закончились его жизнь.