История мученичества Синклитики Негранской и двух её дочерей интересна тем, что произошла во время ныне почти совершенно неизвестного (и совершенно чудовищного) гонения иудеев на христиан. настолько чудовищного, что все гонения римлян, вместе взятые - просто мелкое хулиганство. Что в очередной раз начисто опровергает заявления евреев, что иудеи никогда никого не убивали на религиозной почве - на самом деле ещё как убивали - во время Второй иудейской войны так вообще сотнями тысяч.
Но обо всём по порядку. Гонителем был Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (он же Дунаан) - йеменский царь, последний правитель независимого Химьяритского царства. В середине IV в. в Химьяре действовали многочисленные христианские миссии. Сообщающий об этом церковный автор Филосторгиос отмечает, что христианское миссионерство в Химьяре встретило резкую оппозицию со стороны местных евреев (ну кто бы сомневался).
Южная Аравия стала ареной противостояния христианской Византии и зороастрийской Персии. И те, и другие стремились насадить в Химьяре свою веру, подчинив себе страну (обычное дело вплоть до самого новейшего времени). Высшего напряжения эта борьба достигла в VI веке, как раз в период правления царя Зу-Нуваса.
«Книга химьяритов» утверждает, что при Масруке Зу Нувасе состояли лица, бывшие иудейскими священниками из Тивериады: «Иудеи, которые живут в Тивериаде, посылают от себя священников из года в год и от времени до времени, и поднимают мятеж против христианского народа химьяритов». Нормальное поведение иудейских священников... пока у них навсегда не отобрали власть.
В начале правления в ответ на то, «что в римских странах угнетают евреев». Юсуф Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию византийских купцов и перекрыл торговлю Аксума с Византией. Убытки Аксума и Византии были колоссальные, экономика же Химьяра укрепилась: теперь у персов и иудеев не стало византийских конкурентов. Так что ни при чём тут было "угнетение евреев": ничего личного, только бизнес.
Аксумский царь Калеб/Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала, захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар/Зафар и, возможно, в крупном торговом городе Наджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого, видимо, уже сделали многие из его окружения.
Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Зафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом.
Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» (так сообщают арабские источники) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой.
300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены, сдались и были перебиты той же ночью. Затем в Тафаре сожгли церковь с оставшимися 280 эфиопами и началась дикая резня христианского населения. Что навсегда испортило репутацию евреев - отныне христиане были убеждены, что ни одному слову ни одного еврея никогда нельзя верить (что не соответствовало действительности - но было уже поздно).
Затем настала очередь города Наджрана. Город населяли множество христиан, вся его элита была христианской и торговала с Византией и Эфиопией. Зу Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (св. Арефа Эфиопский) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Зафаре/Тафаре найранцы вернулись за стены.
Посланные в Наджран войска не смогли взять город, пришлось Зу Нувасу со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег.
Но и многодневная осада с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп «по элкаде с души», что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота (колоссальная по тем временам сумма).
С ними Зу Нувас обошёлся милостиво, но это уже не имело значения: вскорости по требованию народных масс ворота были открыты и город сдался. После чего Зу Нувас подверг поголовному истреблению богатые христианские кланы, правившие городом (по одной из версий, около 770 человек). Казнью руководил его полководец Зу Язан.
Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию. Но и Зу Нувас не дремал
Согласно христианской агиографии, Зу Нувас отправил послание в Хиру, находившуюся под иранским протекторатом, с просьбой к царю аль-Мунзиру... уничтожить всех христиан на его территории, обещая дать ему «вес трёх тысяч денариев». Видимо, дело всё-таки было не только в бизнесе...
В это самое время с противоположным предложением союза в Хиру прибыли посольство Юстина I во главе с пресвитером Авраамом бар Еупорос (этнарх арабов-христиан из ирано-византийского пограничья Аггей), а в поддержку химьяритам явился несторианский епископ Сила из Персии.
Первоначально аль-Мунзир прочёл послание Зу Нуваса перед войском и призвал служивших в нём христиан отречься, но получил отпор от представителей сильных кланов, многие из которых придерживались христианства поколениями. Действовать круто он не решился, и, в конце концов, пресвитер даже сумел склонить аль-Мунзира к союзу с Византией.
Византия прислала в помощь царю Калеб/Элесбоа свой флот, возглавляемый Юстинианом I, и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, а сам Юсуф, не желая попасть в руки врагам, бросился со скалы в море.
Вот на этом фоне и произошла история мученичества Синклитикии и двух её дочерей... увы, очень похожая на правду. Святая Синклитикия происходила из знатной семьи. Овдовев еще в молодости, она посвятила себя христианскому воспитанию дочерей и сама вела жизнь целомудренную и добродетельную.
Замыслив уничтожить христиан в своей стране, иудей Дунаан начал гонение. Вызвав святую Синклитикию с дочерьми к себе, Дунаан пытался убедить ее оставить "безумие" и обещал за это взять в свиту своей жены. "Как не боишься ты, царь, злословить Того, Кто дал тебе царскую корону и жизнь?" – отвечала святая мученица.
Дунаан приказал водить мученицу Синклитикию и ее дочерей по городу как преступниц. Женщины, видя поношение святой, плакали, а она говорила им, что этот "позор" для нее дороже всякой земной почести.
Мученицу опять привели к Дунаану, и он сказал: "Хочешь остаться живой, отрекись от Христа".
"Если я отрекусь, кто тогда избавит меня от вечной смерти?" – ответила святая. Разгневанный мучитель повелел сначала обезглавить дочерей святой Синклитикии и их кровью напоить ее (их кровь насильно влили ей в горло), а потом отсечь голову и их матери.
Полтора тысячелетия спустя эта кошмарная история станет одной из составляющих догмы национал-социализма об экзистенциальной войне между евреями и христианами (формально расовой, но по сути это воспринималось именно так - особенно радикалами в Ватикане). И, таким образом, одним из "камней", который в 1941 году запустит "лавину Холокоста". Лавину, которая похоронит под собой четыре миллиона еврейских жизней...
Мученица Синклитикия Негранская и гонения иудеев на христиан
- RolandVT
- Posts: 14762
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 240 times
- Been thanked: 3606 times