Святой Вит (Витт или Витус) – один из наиболее известных христианских святых. Известен он благодаря готическому архикафедральному собору святых Вита, Вацлава и Войтеха – резиденции пражского католического архиепископа (это одно из красивейших зданий Европы) … и пляске святого Вита.
На языке медицины, эта «пляска» называется хорея (или хореический гиперкинез). Это синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными танцевальными движениями и жестами, но различными с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурными и гротескными, и часто действительно напоминающими экзотический танец.
Хорея обычно наблюдается в детском и юношеском возрасте у страдающих ревматизмом. Именно этим, похоже, и страдал бедолага Вит – и именно это и стало причиной его жуткой смерти - кошмарной даже для взрослого.
Якобы по неизвестным причинам в XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, поэтому впоследствии хорею и стали называть «пляской Святого Вита».
На самом деле по очень даже известным – если ознакомиться с реальной биографией святого Вита (может быть, и не Вита вовсе, но история, увы, абсолютно реальна).
Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Вита не сохранилось, однако факты, логика и здравый смысл позволяют её в общих чертах восстановить.
Согласно церковному преданию, Вит был мальчиком то ли семи (это чушь полная), то ли двенадцати (а вот это очень похоже на правду), сыном римского сенатора-язычника из Сицилии. Вряд ли сенатора, но аристократа (в смысле, патриция) точно.
Я очень сильно сомневаюсь, что он был христианином, ибо его казнили точно не за это (чтобы заработать такую казнь, христианину-подростку нужно было стать этаким малолетним Геростратом, чего явно не было).
По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из сына императора Диоклетиана (это крайне маловероятно – экзорцизм под силу только весьма взрослому человеку).
Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом (в реальности с водой – масло чудовищно дорогое удовольствие).
Думаю, что языческие боги (как и хищники на арене – не факт, что львы, скорее медведь) здесь ни при чём. Как и христианство. Всё дело в том, что Вит явно страдал хореей (так что пляску назвали совершенно правильно), которая со стороны выглядела как бесовская одержимость.
Из него попытались изгнать бесов (скорее всего, христианский священник), но, поскольку бесов там и близко не было – была просто неизвестная тогда болезнь – его сочли безнадёжным.
А поскольку считалось (вообще говоря, справедливо), что оставлять одержимого неизвестно какими бесами даже в тюрьме опасно для общества (что в случае реальной одержимости чистая правда), Вита приговорили к стандартной казни для ведьм, колдунов и одержимых.
Сожжению живьём на костре (и в Риме, и в средневековой Европе детей жгли живьём чуть ли не с семи лет). Которое заменили (такое случалось) на котёл с кипящей водой.
Именно водой, ибо смысл казни был в очищении, а очищает, кроме огня, только вода, а никак не масло (про смолу и серу я вообще промолчу). Воду христианский священник мог и освятить – с него станется (в средневековье такое случалось).
Неизвестно где добытую Чёрной Марой Иветту Шарлотта… правильно, раздела догола и сварила живьём в котле (во время казни та не издала ни звука). Сделано это было настолько эффективно и профессионально, что я не удержался и спросил мадемуазель д’Армон, какой по счёту для неё была эта казнь.
«Всего одиннадцатой, если не считать предыдущие на этом объекте» - спокойно ответила она. И пояснила: «И в Вандее, и во время войны с большевиками…»
И много, где ещё, насколько мне было известно.
«… я обычно жгла на костре – так меньше всего возни. Много раз сдирала кожу – чисто из эстетических соображений, это очень красивая казнь…»
В её исполнении несомненно – я в этом убедился неоднократно.
«… сажала на кол – в этом тоже есть определённая эстетика…»
Поклонники и поклонницы снаффа считают эту казнь самой эстетичной и эротичной – что крайне редко соответствовало действительности.
«… а в котле варила нечасто – обычно если меня просили… те, кому было за что мстить таким образом…»
Повернулась и пошла в главное здание Объекта Харон – за очередной Новой мученицей.
Святая Витта - глава из повести Хроники Новых Мучениц
- RolandVT
- Posts: 15134
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 244 times
- Been thanked: 3742 times