Распятие в древнем Риме
Posted: Sat Feb 01, 2025 7:11 pm
Из книги Public Executions: From Ancient Rome to the Present Day
Автор Nigel Cawthorne; перевод онлайн-переводчика DeepL (редактирование моё)
--------------------------------------------------------------------------------------------
В Древнем Риме способ смертной казни диктовался социальным классом, к которому принадлежал приговорённый. На одном полюсе, патрициям и всадникам разрешалось покончить с собой, приватно приняв яд. На другом - публично распинали рабов.
Хотя сейчас эта форма публичной казни ассоциируется с казнью Иисуса Христа, во времена расцвета Римской империи она была обычной формой смертной казни. Распятие не было изобретено римлянами - о нем есть упоминания в более ранней греческой (и не только) литературе, - они лишь усовершенствовали этот метод
Геродот, отец древней истории, живший в пятом веке до нашей эры, записал, что персидский царь Дарий I приказал распять 3 000 вавилонян примерно в 519 году до нашей эры. Когда Александр Македонский напал на Персидскую империю в четвертом веке до нашей эры, он распял 2000 человек из финикийского города Тир (современный Сур на юге Ливана) на берегу моря после того, как город отказал ему в поклонении в своем храме и вынудил его к дорогостоящей осаде.
Римляне узнали о распятии от греков, хотя отмечали, что многие «варварские» народы (индийцы, ассирийцы, скифы и кельты) также использовали его. Карфагеняне применяли распятие до тех пор, пока Карфаген не был разрушен римлянами в 146 году до нашей эры.
Некоторые римляне считали распятие нецивилизованным. В I веке до н. э. государственный деятель Цицерон назвал его «самым жестоким и отвратительным наказанием» и считал худшей из смертей. Еврейский историк Иосиф Бен Маттиас (он же Иосиф Флавий), ставший свидетелем многочисленных распятий во время еврейского восстания 66-70 гг. н. э., назвал его «самой презренной из смертей». Римляне придерживались того же мнения: в их глазах распятие было унизительным, позорным и отвратительным.
В большинстве случаев закон избавлял римских граждан от унизительного распятия - оно широко применялось против мятежных иностранцев, врагов, воров, преступников и рабов. Рабов действительно распинали так регулярно, что это стало известно как servile supplicium или «наказание рабов».
Когда в 71 году до н. э. было подавлено восстание рабов Спартака, победивший римский полководец Красс распял 6000 рабов на Аппиевой дороге, главной дороге, ведущей в Рим с юга [скорее всего, были распяты уже трупы - что случалось неоднократно].
Когда римский полководец, а затем император Тит подавлял восстание евреев и начинал осаду Иерусалима в 70 году н. э., он в какой-то момент распинал более 500 евреев в день. Иосиф в своей «Истории иудейских войн» утверждает, что за пределами города было распято столько мятежных евреев, что не хватало места для крестов и не хватало крестов для тел. К моменту окончания осады в радиусе двенадцати миль от городской черты не осталось ни одного дерева - все были пущены на кресты.
Считается, что первые распятые жертвы были просто прибиты к дереву - это называлось Crux simplex. Позднее было разработано несколько различных методов, но римляне стандартизировали процедуру: их главной целью было причинение максимальной боли и унижения приговорённому.
Или приговорённой - женщин (в том числе, беременных на поздних сроках) в древнем Риме распинали налево и направо. Детей тоже распинали, кроме совсем уж маленьких - их душили верёвкой или топили. Такие казни мели место когда раб убивал хозяина - в этом случае по закону казнили всех рабов и рабынь, включая грудных младенцев.
Сначала приговорённого (или приговорённую) раздевали догола и привязывали к столбу для порки, после чего двое солдат приступали к публичной порке. Использовался короткий хлыст с кожаными ремешками разной длины, известный как флагрум или флагеллум.
К концам этих ремешков прикреплялись острые осколки овечьей кости или маленькие железные шарики, которые врезались в плоть. Бичеванию подвергались спина, ягодицы и ноги жертвы (именно поэтому и раздевали догола), и побои прекращались только тогда, когда она теряла сознание [не всегда и не везде - в Иудее наносили ровно 39 ударов].
При этом проливалось много крови, а некоторые умирали под плетью - поэтому флагрум был орудием смертной казни. Если же они выживали, то значительная потеря крови обеспечивала им более быструю смерть на кресте (после порки флагрумом приговорённый был обречён безо всякого распятия).
Осужденного заставляли нести свой крест в составе общественной процессии к месту распятия за городскими стенами. Обычно это место располагалось на возвышенности, чтобы зрелище могло увидеть максимальное количество людей, и находилось рядом с дорогой, чтобы служить предупреждением для прохожих. Чтобы еще больше подчеркнуть суть, тела жертв часто оставляли гнить, пока не оставались только скелеты. Место распятия в Риме находилось на Campus Esquilinus, а в Иерусалиме - на Голгофе.
Жертву не заставили бы нести весь крест , ведь он мог весить более 300 фунтов (почти 150 кило). Вертикальные столбы были намертво вкопаны на Campus Esquilinus, Голгофе и прочих местах публичной казни, так что приговорённый нёс только patibulum (горизонтальный брус) весом до 60 кг. Нести его было мучительно, так как грубое дерево патибулума было положено на плечи, где плоть была разорвана поркой.
Процессию к месту распятия сопровождали военные стражники во главе с центурионом. На шею распинаемого вешали табличку или титул с описанием его преступлений. Позже этот знак прибивали к вершине креста. Текст на кресте Иисуса просто объявлял, что Он - «Царь Иудейский».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Автор Nigel Cawthorne; перевод онлайн-переводчика DeepL (редактирование моё)
--------------------------------------------------------------------------------------------
В Древнем Риме способ смертной казни диктовался социальным классом, к которому принадлежал приговорённый. На одном полюсе, патрициям и всадникам разрешалось покончить с собой, приватно приняв яд. На другом - публично распинали рабов.
Хотя сейчас эта форма публичной казни ассоциируется с казнью Иисуса Христа, во времена расцвета Римской империи она была обычной формой смертной казни. Распятие не было изобретено римлянами - о нем есть упоминания в более ранней греческой (и не только) литературе, - они лишь усовершенствовали этот метод
Геродот, отец древней истории, живший в пятом веке до нашей эры, записал, что персидский царь Дарий I приказал распять 3 000 вавилонян примерно в 519 году до нашей эры. Когда Александр Македонский напал на Персидскую империю в четвертом веке до нашей эры, он распял 2000 человек из финикийского города Тир (современный Сур на юге Ливана) на берегу моря после того, как город отказал ему в поклонении в своем храме и вынудил его к дорогостоящей осаде.
Римляне узнали о распятии от греков, хотя отмечали, что многие «варварские» народы (индийцы, ассирийцы, скифы и кельты) также использовали его. Карфагеняне применяли распятие до тех пор, пока Карфаген не был разрушен римлянами в 146 году до нашей эры.
Некоторые римляне считали распятие нецивилизованным. В I веке до н. э. государственный деятель Цицерон назвал его «самым жестоким и отвратительным наказанием» и считал худшей из смертей. Еврейский историк Иосиф Бен Маттиас (он же Иосиф Флавий), ставший свидетелем многочисленных распятий во время еврейского восстания 66-70 гг. н. э., назвал его «самой презренной из смертей». Римляне придерживались того же мнения: в их глазах распятие было унизительным, позорным и отвратительным.
В большинстве случаев закон избавлял римских граждан от унизительного распятия - оно широко применялось против мятежных иностранцев, врагов, воров, преступников и рабов. Рабов действительно распинали так регулярно, что это стало известно как servile supplicium или «наказание рабов».
Когда в 71 году до н. э. было подавлено восстание рабов Спартака, победивший римский полководец Красс распял 6000 рабов на Аппиевой дороге, главной дороге, ведущей в Рим с юга [скорее всего, были распяты уже трупы - что случалось неоднократно].
Когда римский полководец, а затем император Тит подавлял восстание евреев и начинал осаду Иерусалима в 70 году н. э., он в какой-то момент распинал более 500 евреев в день. Иосиф в своей «Истории иудейских войн» утверждает, что за пределами города было распято столько мятежных евреев, что не хватало места для крестов и не хватало крестов для тел. К моменту окончания осады в радиусе двенадцати миль от городской черты не осталось ни одного дерева - все были пущены на кресты.
Считается, что первые распятые жертвы были просто прибиты к дереву - это называлось Crux simplex. Позднее было разработано несколько различных методов, но римляне стандартизировали процедуру: их главной целью было причинение максимальной боли и унижения приговорённому.
Или приговорённой - женщин (в том числе, беременных на поздних сроках) в древнем Риме распинали налево и направо. Детей тоже распинали, кроме совсем уж маленьких - их душили верёвкой или топили. Такие казни мели место когда раб убивал хозяина - в этом случае по закону казнили всех рабов и рабынь, включая грудных младенцев.
Сначала приговорённого (или приговорённую) раздевали догола и привязывали к столбу для порки, после чего двое солдат приступали к публичной порке. Использовался короткий хлыст с кожаными ремешками разной длины, известный как флагрум или флагеллум.
К концам этих ремешков прикреплялись острые осколки овечьей кости или маленькие железные шарики, которые врезались в плоть. Бичеванию подвергались спина, ягодицы и ноги жертвы (именно поэтому и раздевали догола), и побои прекращались только тогда, когда она теряла сознание [не всегда и не везде - в Иудее наносили ровно 39 ударов].
При этом проливалось много крови, а некоторые умирали под плетью - поэтому флагрум был орудием смертной казни. Если же они выживали, то значительная потеря крови обеспечивала им более быструю смерть на кресте (после порки флагрумом приговорённый был обречён безо всякого распятия).
Осужденного заставляли нести свой крест в составе общественной процессии к месту распятия за городскими стенами. Обычно это место располагалось на возвышенности, чтобы зрелище могло увидеть максимальное количество людей, и находилось рядом с дорогой, чтобы служить предупреждением для прохожих. Чтобы еще больше подчеркнуть суть, тела жертв часто оставляли гнить, пока не оставались только скелеты. Место распятия в Риме находилось на Campus Esquilinus, а в Иерусалиме - на Голгофе.
Жертву не заставили бы нести весь крест , ведь он мог весить более 300 фунтов (почти 150 кило). Вертикальные столбы были намертво вкопаны на Campus Esquilinus, Голгофе и прочих местах публичной казни, так что приговорённый нёс только patibulum (горизонтальный брус) весом до 60 кг. Нести его было мучительно, так как грубое дерево патибулума было положено на плечи, где плоть была разорвана поркой.
Процессию к месту распятия сопровождали военные стражники во главе с центурионом. На шею распинаемого вешали табличку или титул с описанием его преступлений. Позже этот знак прибивали к вершине креста. Текст на кресте Иисуса просто объявлял, что Он - «Царь Иудейский».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ