Четвероногие палачи использовались в истории человечества на удивление широко, учитывая, что они не всегда готовы сотрудничать в этом деликатном деле. Наиболее распространённой была казнь разрыванием лошадьми, хотя изобретательные индусы использовали для этой цели быков. Что делало казнь существенно более длительной и мучительной.
Этот вид казни часто (и некорректно) называют четвертованием... а некорректно потому, что, отрывая конечности казнимого, лошади разрывали его (к женщинам этот вид казни не применялся – их казнили волочением, о котором чуть ниже) не на четыре, как при четвертовании топором, а на пять частей.
Не был четвертованием и так называемый диасфендонез, при котором приговорённого привязывали к верхушкам двух наклоненных деревьев. Когда перерезали веревки, фиксирующие деревья (или их просто отпускали), стволы резко распрямлялись, возвращаясь в обычное положение, отрывая конечности казнимого.
Хотя изобрели этот вид казни древние греки, его применяли и в Византии, и в древней Руси (так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что... хотел дважды собрать с них дань.)... и во время Гражданской войны в России.
В которой повстанцы-крестьяне так казнили «красных комиссаров», которые пришли отобрать у них хлеб. Впрочем, комиссаров и жгли за милую душу, и на кол сажали, поэтому Гражданскую войну в сельской местности справедливо назвали «русской Вандеей».
Комиссары, разумеется платили повстанцам той же монетой – достаточно вспомнить хотя бы массовое использование боевых отравляющих веществ, массовые утопления... да и дома нередко сжигали вместе с обитателями. За десятилетия до Пирчюпяя.
Какое-то время разрывание быками практиковали и римляне, но потом решили использовать для этой цели лошадей – ими намного легче управлять. Сначала четвертование осуществлялось с помощью двух колесниц; позже - с помощью четырех лошадей, по одной на каждую конечность (которые для удобства четвероногих палачей обычно предварительно надрезали).
По свидетельству Геродота, разрывание лошадьми было популярно у фракийцев, галлов и других европейских народов. Готский король Амаларих повелел разорвать дикими лошадьми жену дезертира... впрочем, скорее всего, историк ошибся и женщину казнили волочением.
В Европе к этому виду казни обычно приговаривали за цареубийство... точнее, за убийство (и даже за покушение на убийство) ВИП-персон королевской крови. Так казнили Жана Полтро (за убийство герцога де Гиза); католика-фанатика Равальяка (убийцу французского короля Генриха IV); Жерара Бальтазара (за убийство короля Нидерландов Вильгельма Оранского); некоего Дамьена (только за покушение на жизнь короля Людовика XV)…
Разрывание лошадьми применялось лишь в исключительных случаях, ибо было, пожалуй, самым сложным видом смертной казни. Самым сложным потому, что лошади должны были «работать» синхронно, причём тянуть с одинаковой силой (любой, кто имел дело с этими животными, знает, что добиться этого ой как нелегко).
Известно, что палач лично покупал животных для казни, выбирая их в зависимости от физических данных осужденного (что ещё раз подтверждает исключительность этого вида казни). Обычно ноги приговоренного привязывали к более сильным лошадям, чтобы отрывание конечностей происходило одновременно.
Женщин разрыванием лошадьми не казнили. Их приговаривали к другой «лошадиной» казни. Казни волочением лошадьми («мыканием»). Это была чисто «женская» казнь; мужчин так не казнили практически никогда. «Мыкание» использовали преимущественно кочевые народы (что неудивительно совсем); при этом способе казни раздетую догола приговорённую связывали и привязывали за ноги к лошади. После чего волокли по земле, раздирая и разбивая тело до смерти. По дороге закидывая камнями для верности.
В 613 году волочением казнили почти 70-летнюю (!) королеву франков Брунгильду. Официально – за убийство десяти членов королевского дома; на самом же деле как всё ещё опасного (несмотря на её преклонный возраст) политического противника.
В течение трёх дней её изощренно истязали (видимо, достала она своих противников нехило); затем обнаженную долго возили по Парижу, привязав почему-то к экзотическому верблюду; и только потом "сжалились" – привязав за ноги к лошади, волокли её по камням, пока от некогда прекрасного тела королевы не остались кровавые ошметки.
Этот вид казни предсказуемо дожил... да практически до наших дней – его широко использовали во время Гражданской войны (и «белые», и «красные»); причём волочили и за лошадьми, и за автомобилями (прогресс, однако).
Так расправлялись басмачи с захваченными ими жёнами «красных комиссаров», а «красные аскеры» (пособники комиссаров из местных)... правильно, с жёнами, дочерями и вообще родственницами басмачей. Неудивительно – гражданская война вообще чудовищно жестока, а на Востоке жестока и чудовищна вдвойне...
В некоторой степени сходна с мыканьем казнь, при которой жертву (якобы) привязывали к рогам дикого животного, которое раздирало тело осужденной в попытках освободиться.
Лично мне это представляется фейком, ибо осуществить это с крупным диким рогатым животным очень и очень сложно. И в высшей степени рискованно, а палачи, как и все люди, сабжи ленивые, да и с инстинктом самосохранения у них всё в порядке.
Наиболее известным (и, скорее всего, фейковым) видом казни животными являлось т.н. damnatio ad bestias («предание зверям»). Согласно легендам, осуждённого преступника или преступницу (чаще всего, христиан) бросали на растерзание и съедение диким зверям (как правило, львам).
Почему фейковым? А потому, что для этого нужны звери-каннибалы, ибо обычный лев (да хоть тигр, хоть медведь) на человека нападать не будет. Ибо «охотится по абрису» (по контурам тела добычи), а абрис человека совсем не такой, как у «львячьей пищи».
Превратить обычного зверя в каннибала нереально – это либо происходит само по себе в периоды лютого голода (тогда хищник реально хватает всё, что движется)... либо не происходит вовсе.
Скорее всего, damnatio ad bestias – ещё один пример из серии «слышал звон, да не знает, где он». Ибо на римских аренах действительно «встречались зверь и человек»... только во время гладиаторских боёв. Где нападающей стороной был человек (гладиатор), а не зверь.
Ещё одним явно фейковым видом смертной казни с использованием животных было бросание осуждённого в яму с ядовитыми змеями. Почему фейковым? А потому что уж больно долгое, муторное и рискованное это дело – столько гадов в одном месте собирать (а ведь они ещё и удрать могут). Тем более, что для смертельного исхода за глаза и одного хватит... или одной.
А вот растаптывание слонами, скорее всего, имело место. Ибо в этом способе ничего сложного не было – осуждённого связывали и бросали в яму, через которую... правильно, проводили слона. Животное весит от четырёх до шести тонн, что для смертельного исхода более, чем достаточно.
Там, где водились крокодилы, приговорённых бросали им на съедение. В отличие от львов и прочих четвероногих хищников, рептилии жрут всё, что упадёт в воду или подойдёт к оной слишком близко, поэтому такие казни, вероятнее всего, тоже имели место.
О т.н. «казни крысой» тоже написано очень и очень много. Смертника голым задом сажали на ведро или на узкий металлический ящик с грызуном, после чего под емкостью зажигали огонь.
Крыса, спасаясь от жара, вынужденно залезала в анус человека и выгрызала себе путь откуда-нибудь из живота. Вопреки распространённому заблуждению, на живот клетку с крысой не ставили, ибо огонь прикладывать неудобно.