Из книги Public Executions: From Ancient Rome to the Present Day
Автор Nigel Cawthorne; перевод онлайн-переводчика DeepL (редактирование моё)
--------------------------------------------------------------------------------------------
В Древнем Риме способ смертной казни диктовался социальным классом, к которому принадлежал приговорённый. На одном полюсе, патрициям и всадникам разрешалось покончить с собой, приватно приняв яд. На другом - публично распинали рабов.
Хотя сейчас эта форма публичной казни ассоциируется с казнью Иисуса Христа, во времена расцвета Римской империи она была обычной формой смертной казни. Распятие не было изобретено римлянами - о нем есть упоминания в более ранней греческой (и не только) литературе, - они лишь усовершенствовали этот метод
Геродот, отец древней истории, живший в пятом веке до нашей эры, записал, что персидский царь Дарий I приказал распять 3 000 вавилонян примерно в 519 году до нашей эры. Когда Александр Македонский напал на Персидскую империю в четвертом веке до нашей эры, он распял 2000 человек из финикийского города Тир (современный Сур на юге Ливана) на берегу моря после того, как город отказал ему в поклонении в своем храме и вынудил его к дорогостоящей осаде.
Римляне узнали о распятии от греков, хотя отмечали, что многие «варварские» народы (индийцы, ассирийцы, скифы и кельты) также использовали его. Карфагеняне применяли распятие до тех пор, пока Карфаген не был разрушен римлянами в 146 году до нашей эры.
Некоторые римляне считали распятие нецивилизованным. В I веке до н. э. государственный деятель Цицерон назвал его «самым жестоким и отвратительным наказанием» и считал худшей из смертей. Еврейский историк Иосиф Бен Маттиас (он же Иосиф Флавий), ставший свидетелем многочисленных распятий во время еврейского восстания 66-70 гг. н. э., назвал его «самой презренной из смертей». Римляне придерживались того же мнения: в их глазах распятие было унизительным, позорным и отвратительным.
В большинстве случаев закон избавлял римских граждан от унизительного распятия - оно широко применялось против мятежных иностранцев, врагов, воров, преступников и рабов. Рабов действительно распинали так регулярно, что это стало известно как servile supplicium или «наказание рабов».
Когда в 71 году до н. э. было подавлено восстание рабов Спартака, победивший римский полководец Красс распял 6000 рабов на Аппиевой дороге, главной дороге, ведущей в Рим с юга [скорее всего, были распяты уже трупы - что случалось неоднократно].
Когда римский полководец, а затем император Тит подавлял восстание евреев и начинал осаду Иерусалима в 70 году н. э., он в какой-то момент распинал более 500 евреев в день. Иосиф в своей «Истории иудейских войн» утверждает, что за пределами города было распято столько мятежных евреев, что не хватало места для крестов и не хватало крестов для тел. К моменту окончания осады в радиусе двенадцати миль от городской черты не осталось ни одного дерева - все были пущены на кресты.
Считается, что первые распятые жертвы были просто прибиты к дереву - это называлось Crux simplex. Позднее было разработано несколько различных методов, но римляне стандартизировали процедуру: их главной целью было причинение максимальной боли и унижения приговорённому.
Или приговорённой - женщин (в том числе, беременных на поздних сроках) в древнем Риме распинали налево и направо. Детей тоже распинали, кроме совсем уж маленьких - их душили верёвкой или топили. Такие казни мели место когда раб убивал хозяина - в этом случае по закону казнили всех рабов и рабынь, включая грудных младенцев.
Сначала приговорённого (или приговорённую) раздевали догола и привязывали к столбу для порки, после чего двое солдат приступали к публичной порке. Использовался короткий хлыст с кожаными ремешками разной длины, известный как флагрум или флагеллум.
К концам этих ремешков прикреплялись острые осколки овечьей кости или маленькие железные шарики, которые врезались в плоть. Бичеванию подвергались спина, ягодицы и ноги жертвы (именно поэтому и раздевали догола), и побои прекращались только тогда, когда она теряла сознание [не всегда и не везде - в Иудее наносили ровно 39 ударов].
При этом проливалось много крови, а некоторые умирали под плетью - поэтому флагрум был орудием смертной казни. Если же они выживали, то значительная потеря крови обеспечивала им более быструю смерть на кресте (после порки флагрумом приговорённый был обречён безо всякого распятия).
Осужденного заставляли нести свой крест в составе общественной процессии к месту распятия за городскими стенами. Обычно это место располагалось на возвышенности, чтобы зрелище могло увидеть максимальное количество людей, и находилось рядом с дорогой, чтобы служить предупреждением для прохожих. Чтобы еще больше подчеркнуть суть, тела жертв часто оставляли гнить, пока не оставались только скелеты. Место распятия в Риме находилось на Campus Esquilinus, а в Иерусалиме - на Голгофе.
Жертву не заставили бы нести весь крест , ведь он мог весить более 300 фунтов (почти 150 кило). Вертикальные столбы были намертво вкопаны на Campus Esquilinus, Голгофе и прочих местах публичной казни, так что приговорённый нёс только patibulum (горизонтальный брус) весом до 60 кг. Нести его было мучительно, так как грубое дерево патибулума было положено на плечи, где плоть была разорвана поркой.
Процессию к месту распятия сопровождали военные стражники во главе с центурионом. На шею распинаемого вешали табличку или титул с описанием его преступлений. Позже этот знак прибивали к вершине креста. Текст на кресте Иисуса просто объявлял, что Он - «Царь Иудейский».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Распятие в древнем Риме
- RolandVT
- Posts: 15562
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 248 times
- Been thanked: 3820 times
- RolandVT
- Posts: 15562
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 248 times
- Been thanked: 3820 times
Распятие в древнем Риме - продолжение
Когда осуждённые добирались до места казни, им давали выпить вина, смешанного с миррой, известной как галла. Это легкое наркотическое средство должно было приглушить боль. Обнаженного человека заставляли лечь на спину с вытянутыми вдоль горизонтального бруса руками. Руки либо привязывали, либо прибивали гвоздями к горизонтальному брусу (в реальности первое имело место гораздо чаще - ибо лень возиться, да и верёвку куда как проще добыть чем 7-дюймовые гвозди).
Семидюймовые железные гвозди вбивали в запястья (если в ладони, то прибитый сорвётся всенепременно). Именно по этой причине обычно привязывали, ибо верёвки гарантировали фиксацию - тут никак не сорвёшься. Некоторые историки вообще считают гвозди фейком - в реальности использовали только верёвки (что весьма похоже на правду).
После этого патибулум с привязанным к нему осуждённым поднимали на вершину вертикального столба и привязывали или прибивали к вертикали. Затем привязывали или (много реже) прибивали ноги к вертикальному столбу за лодыжки или (если прибивали) ступни.
Если жертву распинали на месте, где не было постоянных стоек, крест собирали на земле и привязывали (или прибивали) к нему жертву. Затем всю конструкцию поднимали вертикально, основание креста опускали в гнездо в земле и закрепляли клиньями.
Некоторых распинали на высоких крестах, хотя чаще встречались более короткие кресты - не более семи футов (чуть более двух метров) в высоту. Несмотря на повальные изображение высоких крестов в классическом искусстве, похоже, что Иисус был распят на более коротком варианте. Ибо, согласно Евангелиям, римский солдат насадил губку, смоченную в вине, на конец палки около восемнадцати дюймов длиной чтобы дать Иисусу напиться. Если бы это был высокий крест, стебель не достал бы до его рта.
Боль распятого была ужасающей - даже если его (или её) привязали, а не прибили. В первую очередь, от ран, нанесённых бичеванием (их усугубляло трение спины, ягодиц и ног о шершавое дерево креста). Дышать было очень тяжело - каждый вдох был мучительным, а нехватка кислорода в крови вызывала болезненные мышечные спазмы.
Если палачи не прекращали страдания жертвы, перерезав горло или ударом копья в сердце (такое не было редкостью - хотя применялось к мятежникам или бандитам/пиратам, но не к рабам, которых римляне не считали за людей), мучения могли продолжаться многие часы.
Вероятнее всего, смерть наступала от потери крови, которая вытекала из ран, нанесённых флагрумом (или от гвоздей, если осуждённого прибивали). Парадоксально, но смертник был заинтересован в как можно более жестокой порке и в фиксации гвоздями, а не верёвками - ибо в этом случае смерть наступала быстрее.
Семидюймовые железные гвозди вбивали в запястья (если в ладони, то прибитый сорвётся всенепременно). Именно по этой причине обычно привязывали, ибо верёвки гарантировали фиксацию - тут никак не сорвёшься. Некоторые историки вообще считают гвозди фейком - в реальности использовали только верёвки (что весьма похоже на правду).
После этого патибулум с привязанным к нему осуждённым поднимали на вершину вертикального столба и привязывали или прибивали к вертикали. Затем привязывали или (много реже) прибивали ноги к вертикальному столбу за лодыжки или (если прибивали) ступни.
Если жертву распинали на месте, где не было постоянных стоек, крест собирали на земле и привязывали (или прибивали) к нему жертву. Затем всю конструкцию поднимали вертикально, основание креста опускали в гнездо в земле и закрепляли клиньями.
Некоторых распинали на высоких крестах, хотя чаще встречались более короткие кресты - не более семи футов (чуть более двух метров) в высоту. Несмотря на повальные изображение высоких крестов в классическом искусстве, похоже, что Иисус был распят на более коротком варианте. Ибо, согласно Евангелиям, римский солдат насадил губку, смоченную в вине, на конец палки около восемнадцати дюймов длиной чтобы дать Иисусу напиться. Если бы это был высокий крест, стебель не достал бы до его рта.
Боль распятого была ужасающей - даже если его (или её) привязали, а не прибили. В первую очередь, от ран, нанесённых бичеванием (их усугубляло трение спины, ягодиц и ног о шершавое дерево креста). Дышать было очень тяжело - каждый вдох был мучительным, а нехватка кислорода в крови вызывала болезненные мышечные спазмы.
Если палачи не прекращали страдания жертвы, перерезав горло или ударом копья в сердце (такое не было редкостью - хотя применялось к мятежникам или бандитам/пиратам, но не к рабам, которых римляне не считали за людей), мучения могли продолжаться многие часы.
Вероятнее всего, смерть наступала от потери крови, которая вытекала из ран, нанесённых флагрумом (или от гвоздей, если осуждённого прибивали). Парадоксально, но смертник был заинтересован в как можно более жестокой порке и в фиксации гвоздями, а не верёвками - ибо в этом случае смерть наступала быстрее.
Scribo, ergo sum