Хитобасира - погребение заживо по-японски

Другие фетиши
Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 2672
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 49 times
Been thanked: 1054 times

Хитобасира - погребение заживо по-японски

Post by RolandVT »

Хитобасира дословно переводится с японского как «живой столб»; «человек-столб» или «живая опора». Правильный перевод – «строительная жертва».

Хитобасира – это древний японский ритуал человеческого жертвоприношения, при котором жертву заживо замуровывали в одну из опор будущего капитального строения – моста, замка, крепостной стены и так далее. В качестве жертвы, как правило, выступала мать с младенцем. Логика была проста - мать будет оберегать детей и внуков как в этой жизни, так и в загробной.

Впрочем, этому правилу следовали не всегда: по другой логике, души заживо похороненных людей будут оберегать строение от стихийных бедствий и помогут гарнизону вовремя замечать врага (если строили замок или крепость). Поэтому заживо хоронили молодых крепких мужчин.

По третьей логике (точнее, версии), нужно было умилостивить злобных богов-ками, чтобы те хранили новую постройку от землетрясений, ураганов, вражеских осадных машин и прочих бедствий. В пользу этой версии говорит альтернативная интерпретация второго иероглифа слова хитобасира – он может означать и бога-ками, а не опору или столб.

В любом случае, хитобасира было не столько ритуальным жертвоприношением (хотя и это тоже), сколько ритуальным самоубийством – ибо жертва всегда шла на жуткую смерть совершенно добровольно.

Кстати, насчёт смерти. На самом деле, хитобасира – это именно погребение заживо, а не замуровывание. Ибо при замуровывании жертву помещали фактически в небольшую герметичную комнату, привязывая или приковывая к столбу, стулу или к стене.

В результате смертник (или смертница – так в древнем Риме казнили нарушивших обет целомудрия жриц-весталок) умирал от истощения, или отравления углекислым газом (если комната была совсем небольшого размера).

При хитобасира связанную жертву в вертикальном положении обкладывали камнями и обмазывали глиной так плотно, что это практически ничем не отличалось от закапывания живьём в землю. Поэтому доброволец-смертник (ну как тут не вспомнить пресловутых камикадзе) быстро умирал от удушья.

Строительная жертва не была изобретена японцами; она практиковалась китайцами и другими народами Евразии. Хотя считается, что этой жуткой практике не одна тысяча лет, впервые она упоминается лишь в знаменитом литературном памятнике VIII века Нихон сёки.

Этот документ является подробным повествованием о жизни страны и генеалогии императоров, правивших Японией до 697 года н. э. Занятно, что Нихон сёки написан не на старояпонском, а на классическом китайском языке, что продиктовано дипломатической важностью этого документа и традициями официальной историографии Древней Японии.

Согласно этому документу, во время строительства насыпей во время наводнения: императору открылось божественное откровение о том, что строительство пройдёт успешно, если принести двух людей в жертву богам двух разливающихся рек. Что и было сделано – результат был положительный. Возможно, именно с этого всё и началось… хотя кто знает.

В документе XV века «Ясутоми-Ки» тоже упоминается о ритуале хитобасира у реки Нагара: женщину, переправлявшуюся через реку с сыном на спине, захоронили там, где позже должны были построить мост. Считается, что ритуалы хитобасира почти всегда практиковались при строительстве сложных, опасных объектов, и всегда - связанных с водой, таких как мосты.

Хитобасира проводился либо в самом начале строительства, в надежде на его дальнейшую успешность, либо во время него, когда возникали какие-либо проблемы. Согласно одной из легенд, при строительстве замка Маруока его основание постоянно осыпалось. Тогда в него замуровали заживо женщину с младенцем, и дальнейшие работы были успешными.

Истории о хитобасира распространены по всей Японии; существует множество легенд о замках, в основании которых якобы похоронены люди. Причём не только принесённые в жертву, но и те, кто умер во время строительных работ. Подобные здания, как считалось, обретали собственную душу и были более надёжными.

Именно по последней причине некоторые историки считают, что хитобасира – не более, чем легенда; в реальности всегда замуровывали уже мёртвые тела. Причём эта практика сохранилась до ХХ столетия (человеческие жертвоприношения прекратились к концу XVI века).

Подтверждением этой гипотезы является известная история о строительстве тоннеля Дзёмон, находящийся в восточной части Хоккайдо – второго по величине острова Японии.

Дзёмон был построен в 1914 году, а в 1968 сильно пострадал в результате очередного землетрясения (обычное дело в Японии). Тоннель является важным элементом транспортной системы Страны Восходящего Солнца, поэтому восстановительные работы начались незамедлительно.

И практически сразу же были остановлены, а на месте работ появилась полиция и детективы местного убойного отдела. Всему виной была жуткая находка, обнаруженная в разрушенных стенах тоннеля.

На протяжении всей длины Дзёмона за стеной находились человеческие останки, все в вертикальном положении и неестественных позах, будто они пытались выбраться. Замурованных в тоннеле было так много, что для извлечения, исследования и захоронения останков потребовалось несколько недель.

Было проведено тщательное расследование, в результате которого было установлено, что человеческие жертвоприношения не имели места – захоронены были уже мёртвые тела.

Условия работы и питание мало отличались от Дахау и ГУЛАГа, поэтому и смертность была соответствующей. Рабочими были, по сути, смертники: должники, загнанные в беспросветную кабалу и преступники.

До такой рабочей силы никому не было дела. Люди плохо питались и не имели ни малейшего шанса ни на медицинскую помощь, ни на хотя бы нормальный отдых. Это было нормой того времени в Японии... и далеко не только Японии.

Из-за таких условий несчастные умирали прямо на рабочем месте. Та же участь ждала и больных не способных более трудиться. Их просто переставали кормить - и они умирали от голода. Тратиться на «нормальные» похороны никто не собирался – поэтому умерших хоронили прямо в стене (видимо, вертикально хоронить было по каким-то причинам удобнее).

Понятно, что в каком-нибудь 514 году условия были ещё хуже, чем в 1914-м – поэтому ровно то же самое имело место в течение тысячелетий. Скорее всего, именно из реалий этого «японского ГУЛАГа» и растут ноги жутких легенды о хитобасира. Которой (в смысле человеческого жертвоприношения) на самом деле никогда не было.
На том стою, ибо не могу иначе
User avatar
Anna
Posts: 955
Joined: Thu Dec 06, 2018 5:04 pm
Has thanked: 1978 times
Been thanked: 364 times

Re: Хитобасира - погребение заживо по-японски

Post by Anna »

Говорят, на Руси и в Литве тоже было распространено. Сейчас выложу рассказ на эту тему.
Nemaš ni razloga za bit nervozna, dite moje. Bo našla si čoveka svoga života. Svakoga jutra ćeš se buditi svoga čoveka, i tako iz godine u godinu do dubokoj starosti. Sagradit ćete svoje gnijezdo za vijeki vijekova. U dobru i zlu, dok vas smrt ne rastavi. Ako i onda.
User avatar
RolandVT
Posts: 2672
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 49 times
Been thanked: 1054 times

Re: Хитобасира - погребение заживо по-японски

Post by RolandVT »

Anna wrote: Fri May 24, 2024 7:47 pm Говорят, на Руси и в Литве тоже было распространено. Сейчас выложу рассказ на эту тему.
Такие легенды распространены повсеместно - от Японии и Китая (Великая китайская стена) до Мезоамерики. Насколько мне известно, скелеты в стенах нашли только в Японии и кое-где в Центральной Америке (то ли у майя, то ли у ацтеков). Хитобасира, думаю, всё же легенда, как и везде, кроме Мезоамерики. Ибо тамошние дьяволопоклонники на что только не способны были...

Рассказ понравился.
На том стою, ибо не могу иначе
Post Reply