Казнь Дьёрдя Дожи

Рассказы без основного фетиша
Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 21185
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 365 times
Been thanked: 4756 times

Казнь Дьёрдя Дожи

Post by RolandVT »

https://nostradamvs.livejournal.com/201064.html

За восхождением на престол нового турецкого султана Селима I Грозного в 1512 году последовал целый ряд частых опустошительных набегов турецких войск с территории захваченных балканских стран на Хорватию, Сербию и Венгрию.

В 1513 году папа римский Лев X поручил организацию антитурецкого крестового похода епископу, бывшему крепостному крестьянину, Томашу Бакоци, достигшему высоких постов при короле Матьяше Корвине и ставшему крупным эстергомским землевладельцем. Непосредственным поводом к организации крестьянского ополчения послужила обнародованная 9 апреля 1514 года булла Льва Х о крестовом походе против Оттоманской Порты.

Набранное в кратчайшие сроки добровольческое войско получило название ку́руцев, то есть крестоносцев, и состояло преимущественно из крестьянства, ремесленников, странствующих студентов, нищенствующих монахов, мелких священников и городской бедноты (впоследствии название «куруцы» будет распространено на всех венгерских борцов против владычества Габсбургов). Предводителем куруцев 23 апреля был назначен мелкий провинциальный дворянин Дьёрдь Дожа.

Всё это было не от хорошей жизни - ибо после опубликования буллы неожиданно выяснилось, что с войсками в Венгрии никак. Венгерского ополчения едва хватало, чтобы отбивать обострившиеся атаки турок, но уж никак не на то, чтобы на них наступать.

И Папа Лев X принял совместно с королём Венгрии Уласло II оригинальное решение. Было решено снарядить крестьянскую армию. Не просто ходить по деревням и собирать добровольцев, а обеспечить принудительный призыв земледельцев, бедноты, студенчества, нищебродов всяких, монахов, бедных ремесленников – короче, всякого сброда. А сброда в Венгрии было ох как много – и армию собрали. Во главе подразделений этого горе-войска поставили мелких дворян, которые кое-как проводили муштру и тренировки.

Но было понятно, что как на Папу, так и на короля беднякам и крестьянам плевать с высокой колокольни. И идти ни на каких турок они совершенно не хотят. И если бедных дворян они кое-как слушаются, то король в качестве генерального идеолога армии совершенно не годится.

Тогда был подобран специально обученный человек по имени Дьёрдь Дожа. Происходил он из обедневшего дворянского рода, был более или менее учён и знаком с военным делом, а в среде всякого сброда считался «своим». Более того, его знали, как одного из особо отметившихся во время предыдущих войн с турками. Доже посулили много конфет и бубликов и поставили во главе 40-тысячного войска.

Сначала Дожа совершенно честно собирался бить турок. Но тут случилась лажа. Причём большая. Испугалось крупное дворянство – вплоть до королевского двора. Шутка ли – 40-тысячная организованная (пусть и вооружённая вилами и топорами) крестьянская армия. Король испугался – и отдал приказ распустить ополчение. Но было уже поздно.

Дожа посмотрел в сторону турок (которых крестьяне люто ненавидели – мало у кого не украли или не убили сына, брата, дочь, отца во время набегов), а потом – в сторону Буды. И пришёл к выводу, что сомнительной радости биения турок он предпочёл бы венгерский престол под собственным ягодицами. И пошёл вглубь страны.

Ни запоздалые указы о нападении на турок, ни какие-либо переговоры не возымели успеха. Дожа шёл к престолу, параллельно продолжая набирать ополчение из всех окрестных деревень. Под знамёна антифеодальной войны Дожи крестьяне и беднота шла с удовольствием – восстание, ура! К

рестьянская армия постепенно, почти не встречая сопротивления, брала крепость за крепостью – Надьлак, Арад, Вилагош, Шоймош, Липа, Бихар, Бач, Бодрог. Королевские войска, и так ослабленные турками, были совершенно не готовы к такому повороту событий – и на первых порах у Дожи всё шло просто как по маслу.

Только Дожа был всё-таки средним полководцем. Под его началом было 33 000 человек (ещё 10 000 были под началом одного из его сподвижников аббата Лёринца Месароша, остальные были разделены на мелкие группы), и Дожа решился на окончательную битву.

То есть не то чтобы окончательную – но на очень крупную осаду. Ещё до того Дожа объявил республику, низвержение феодалов, всё найденное и отвоёванное оружие раздал крестьянам, в общем, ощущал себя королём по полной мере. Но на помощь осаждённому Темешвару уже шла подмога. Войска феодалов возглавил трансильванский воевода Янош Заполья.

Битва произошла под стенами Темешвара. Войска Заполья были собраны по всей Венгрии, это были отборные солдаты королевской армии, профессионально обученные и хорошо вооружённые. Их было 25 000, но этого вполне хватало против голодранцев Дожи.

К 15 июля 1514 года, когда произошла битва, вторая часть войска Дожи – под началом Месароша – уже была разгромлена под Коложваром (Лёренц сам пошёл в атаку на Коложвар, вдохновлённый прежними успехами – и не учёл силы гарнизона крепости; его взяли в плен, судили, приговорили к смерти и сожгли на костре).

15 июля 1514 года крестьянская армия Дожи была наголову разгромлена войсками Заполья. Дожа попал в плен. Может, и не была бы столь легендарна крестьянская война 1514 года, если бы не шоу, которое решили устроить из его казни.

Его казнили там же, в Темешваре, на центральной площади, 20 июля. Специально для Дожи был изготовлен железный трон. В спинке, сидении, подлокотниках и основании, касающемся ног, были организованы полости для углей. Внутри трона можно было поддерживать огонь длительное время, как на сковороде.

На этот трон и посадили измученного Дожу, точнее, приковали железными поручами и поножами. В одну руку ему вставили железный скипетр (с углями внутри, естественно), в другую – что-то вроде державы (тоже раскалённой). На голову Доже надели стальную корону с разожжённым в ней огнём.

Все ближайшие приспешники Дожи были пригнаны на ту же площадь. Под раскалёнными стальными батогами, которыми их активно били ходящие кругами палачи, они подходили к ещё живому, но уже порядком поджаренному Доже и выгрызали из него куски мяса.

Играла музыка, им кричали – «Пляшите!» - они плясали. После каждого поворота они должны были подбегать к трону и откусывать от Дожи кусок. Им обещали жизнь – если они съедят своего вождя целиком. И они ели, потому что чего не сделаешь ради жизни. Их обманули, конечно.

Дожа молчал – и не терял сознания. Единственное слово, которое он сказал за всё время, было восклицание «Собаки!» - когда его только посадили на раскалённый трон.

Однако победа феодалов предсказуемо оказалась пирровой: разгром восстания и дальнейшее ущемление прав крестьян окончательно подорвали силы Венгрии, поэтому в результате битвы при Мохаче в 1526 году она стала лёгкой добычей турецких войск Сулеймана Великолепного.
Scribo, ergo sum
Post Reply