https://www.xfile.ru/x-files/crime/mast ... hnykh_del/
По этимологическому словарю Фасмера, русское слово «палач» происходит от турецкого pala – «меч, кинжал».
Должность эта существовала еще в Древнем Египте. В Древней Греции осужденный на смерть сам лишал себя жизни в стенах темницы, принимая специально приготовленный яд. В Древнем Риме казни рабов и чужестранцев совершал карнифекс – палач, который приводил в исполнение казни над рабами и иностранцами.
Должность его была в большом презрении. Исполнение смертного приговора над римскими гражданами осуществляли ликторы. В средневековых источниках Западной Европы до X века профессиональные палачи не упоминаются…
Профессия палача существует в культурах, законах и обычаях практически всех народов и социальных сословий. Вопрос о «культуре лишения жизни» невозможно рассмотреть без анализа культуры исполнения наказания – профессиональной культуры палачей.
Эту профессию можно считать одной из древнейших, родившейся одновременно с первыми протогосударственными образованиями, властью и законами, запрещающими что-то, а соответственно, и наказаниями за их нарушение.
Поначалу функции палачей исполняли обычные воины, которые убивали жертву так же примитивно, как и врага на поле боя. Но когда казни стали отличаться от простого убийства и превратились в квалифицированные публичные процедуры, выяснилось, что для этого требуются и особо квалифицированные специалисты.
С усилением центральной власти и развитием городов возникает система более профессионального суда, усложняются и наказания. Наряду со старыми формами, такими как штраф и простая казнь, появляются новые – бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование...
В некоторых местах сохранялась идея «око за око» (если, например, преступник сломал пострадавшему руку, то ему тоже нужно было сломать руку). Теперь нужен был специалист, способный провести процедуру наказания так, чтобы осужденный не погиб, если он не был приговорен к смерти или до того, как будут выполнены все назначенные судом пытки.
Вот краткий список того, что должен был уметь профессиональный палач: владеть несколькими десятками способов пытки [ну это они загнули - обычно юзали всего три плюс порка... с полдюжины максимум], быть хорошим психологом и быстро определить, чего жертва боится больше всего (человек нередко дает показания не столько от боли, сколько от страха перед предстоящим истязанием).
Квалифицированно составлять сценарий пыток и применять эти пытки так, чтобы жертва не умерла до казни (или наоборот – умерла на допросе, если ставится такая задача), владеть несколькими способами казни, совершать эту процедуру «ювелирно» – точными действиями, чтобы не причинять жертве лишних мучений, или наоборот – сделать казнь предельно мучительной, если этого требовал приговор или власти.
[Лично я думаю, что тут автор статьи ошибается - в реальности палач был лишь инструментом следователя - не более. Так что психология палачу без надобности. Задачу убить на допросе никто никогда не ставил - это умышленное убийство, за которое самому можно жизни лишиться]
Что происходит, если дело поручают дилетанту, показывает казнь графа де Шале, обвиненного в покушении на короля Людовика XIII. Палачей в то утро не нашли, но удалось уговорить выступить в этой роли одного солдата, который был приговорен к смертной казни, пообещав за это сохранить ему жизнь.
Казнь графа де Шале была ужаснейшим зрелищем. Неопытный палач не сумел прикончить свою жертву не только с первого удара, но и с десятого. После двадцатого удара он простонал: «Иисус! Мария!» Только после тридцать второго все было кончено. [Я лично сильно подозреваю, что всё это было сделано намерено - чтобы казнь сделать максимально мучительной - так поступили с Томасом Кромвелем по приказу Генриха VIII]
В сущности, городской палач был наемным работником магистрата, по-нашему – чиновником. Он заключал такой же контракт и приносил такую же присягу, как и все служащие. От городских властей палач получал положенное ему по закону жалование за каждую казнь или пытку, иногда – дом, где жил, а в некоторых немецких городах даже обязан был носить на одежде знаки отличия служащего магистрата.
В некоторых случаях палачам, как и другим служащим, оплачивалась и форменная одежда. Иногда это была униформа городских служащих, иногда особая, подчеркивающая его значение. Большая часть «рабочих инструментов» оплачивалась и принадлежала городу. Символом палача во Франции был специальный меч, предназначенный только для отрубания голов (у него наконечник был закруглённым, что делало меч чисто рубящим оружием).
Кто мог стать палачом? Самый распространенный случай – наследование «профессии» от отца к сыну. Так возникали целые кланы палачей. Семьи были закрытыми, потому как сын палача не мог жениться на девушке из «нормальной» семьи – это запятнало бы репутацию всего рода невесты.
Как правило, дети палачей женились или выходили замуж за представителей этой же профессии из соседних городов. В Германии в списке аугсбургского городского права 1373 года палач назван «шлюхиным сыном», и неспроста: нередко женами палачей становились проститутки.
Однако, несмотря на столь низкое положение на социальной лестнице, высокопрофессиональные палачи встречались сравнительно редко и ценились буквально на вес золота. Они быстро становились весьма состоятельными людьми (плата за этот «труд» была довольно большой), но освоение «искусства истязания и умерщвления» оказалось очень трудным делом.
Подлинных высот достигали очень немногие. Отдельные высококвалифицированные палачи получали и международную известность. Случалось, что прославленного палача приглашали за большое вознаграждение за границу для свершения особо важной казни, требовавшей особого искусства (так для казни Анны Болейн палача выписали из Франции - ибо в Англии палач работал только топором).
И ещё некоторые факты о палачах
- RolandVT
- Posts: 12048
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 165 times
- Been thanked: 2615 times