Святая Мариамна - глава из повести Хроники Новых мучениц

Рассказы без основного фетиша
Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 16557
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 259 times
Been thanked: 3987 times

Святая Мариамна - глава из повести Хроники Новых мучениц

Post by RolandVT »

Мученичество святой Мариамны Персидской и её четырёх благочестивых подруг (Феклы, Марфы, Марии, и Еннафы – последнее имя означает «добро» или «благо») интересно тем, что в ней христианство играло далеко не первую скрипку.

Первую играл смертный грех алчности – в самом прямом смысле смертный почти для всех фигурантов этой истории. Именно поэтому я и не сомневаюсь, что эта история действительно имела место (хотя, возможно, не там и не тогда) – и повторялась неоднократно. Причём не только на заре христианства – но и после его победы (только с еретичками, например). Хотя и политика сыграла свою роль – причём роль немалую.

Но обо всём по порядку. Благочестивые девы обитали в персидском селении Кашаз во времена преследований Шапура II Великого. Он оказался первым персидским шахом (точнее, шахиншахом), который предпринял серьёзные гонения на христиан. Причём по чисто политической причине – к христианству как религии шах никаких претензий не имел.

Когда христиане подвергались гонениям в Римской империи, цари Персии охотно давали им убежище на своей территории, надеясь найти в христианах союзников в тылу у римлян.

Однако христианство стало господствующей религией враждебного Рима, после чего христиан - приверженцев официальной церкви и потому верных слуг римского государства (что римские христиане и не скрывали) - стали в Иране преследовать… а поддерживать представителей различных еретических учений, оппозиционных по отношению к Римской империи и господствующей церкви.

Никто не любит конкурентов – и священники не исключение, конечно. Поэтому гонения активно поддерживались зороастрийским жречеством (официальной религии Ирана в то время), а также (понятное дело) иудеями и манихеями.

Особенно страдало от преследований население северо-западных провинций Сасанидской державы и районов, пограничных с Римской империей (что неудивительно совсем).

Кроме казней, практиковалась депортация христиан в глубь страны для освоения пустынных земель. Головы казнённых мучеников за веру Христа вывешивались в храме богини воды и плодородия Анахиты.

Жития сирийских и персидских мучеников повествуют в основном о казнённых клириках, но и эти далеко не полные данные дают представление о масштабе преследований. Они коснулись всех ступеней клира, монахов и части мирян.

Репрессии Шапура II нанесли по христианским общинам сильный удар. Только по именам знали шестнадцать тысяч мучеников; всего же их было значительно больше. Какое-то время Церковь в Иране оставалась без предстоятеля. В некоторых сёлах не было священников.

Притеснения завершились только после смерти шахиншаха, считавшего, что «иранские христиане населяют нашу землю, но разделяют чувства кесаря, нашего врага». Что было полной ерундой – христиане всегда служили тому царю, на чьей территории они жили.

Гонения на инаковерующих (впоследствии досталось и евреям – им было предписано перейти в зороастризм) вызвали столь сильное противодействие, что преемник Шапура был вынужден вернуться к политике веротерпимости, традиционной для Ирана.

Но вернёмся к благочестивым девам. Они посвятили себя Богу под духовным руководством священника по имени Павел (монахинями стали, проще говоря). Все имущество девы передали своему духовнику, поэтому он стал обладателем (точнее, распорядителем) больших богатств и обширных земель.

От этого дела сильно попахивает тоталитарной сектой и деструктивным культом - тем более, что такой экстрим случался и с христианами. Не исключено, что и заповедь «не прелюбодействуй» нарушалась регулярно (обычное дело в религиозной группе женщин, которую возглавляет мужчина).

Однако такое прокатывает в каких-нибудь современных США… а во время гонений в древней Персии события развивались предсказуемо. Группу-секту выявили, изобличили и в полном составе закатали в кутузку. Имущество секты было конфисковано в пользу государства (то есть, шахиншаха).

Первым перед наместником (он же местный главный жрец) Тамшапуром предстал Павел. Жрец пообещал вернуть все имущество, если священник поклонится солнцу и выпьет идоложертвенной крови. Альтернатива была… чёрт его знает, могли и сдиранием кожи пригрозить – там это было популярно.

Священник выбрал сотрудничество (такое случалось сплошь и рядом во время любых гонений). Однако его ожидало жестокое разочарование… проще говоря, чиновник его грубо кинул (а чего он ещё ожидал?).

Тамшапур, желавший во что бы то ни стало присвоить себе его богатство (коррупция в Персии всегда была легендарной), заявил, что исполнит обещание, только если Павел уговорит пятерых дев поклониться солнцу и вступить в брак.

Когда Павел рассказал о своем вероотступничестве ученицам и предложил последовать его примеру, они выказали ему величайшее презрение, назвав новым Иудой (что было незаслуженным оскорблением последнего).

Девы были переданы мучителям, и каждая из них получила сто ударов кнутом (наверное, всё-таки плетью – пастушьим кнутом и половина гарантированно приведёт к смертельному исходу). Не помогло (порка вообще неэффективное средство убеждения – слишком мягкое болевое воздействие).

Тамшапур осудил их на смерть и, повторяя Павлу свои обещания, повелел ему убить учениц собственными руками, надеясь, что тот откажется и это будет поводом забрать себе богатства… а Павла казнить.

Однако сребролюбие уже сделало сердце священника тверже и бесчувственнее камня. Он взял меч и одну за другой обезглавил благочестивых дев. Тамшапур подумал – и приказал задушить Павла в тюрьме (благо закон позволял) и завладел его богатствами.

Типичная персидская история, в общем, которая повторялась много раз во все эпохи в разных вариантах… и в мусульманском Иране тоже.

Предоставленных Чёрной Марой Марианну, Марфу, Марию, Анну и почему-то Ольгу (сильно сомневаюсь, что подруг), Лидия, Кира, Шарлотта, Анна Болейн (огромная редкость) и почему-то Будика сначала выпороли кнутом у столбов во дворе Объекта Харон (дали по сто ударов – я специально считал), а затем, едва живых, поставили на колени и обезглавили кто гладиусом, кто спатой.
Scribo, ergo sum
Post Reply