Пытки и казни при царе Алексее Михайловиче

Рассказы без основного фетиша
Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 4353
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 56 times
Been thanked: 859 times

Пытки и казни при царе Алексее Михайловиче

Post by RolandVT »

Из книги "Палачи и казни в истории России и СССР"

По Соборному уложению царя Алексея Михайловича 1649 г., смертная казнь назначалась за шестьдесят видов преступлений. Наиболее тяжкими и опасными считались (как и вообще в христианском мире, да и в мусульманском тоже) преступления против веры. Первая статья Уложения гласила:

«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнить - сжечь».

Как видим, вопреки распространённому заблуждению, на Руси наказания за преступления против веры были куда жёстче, чем в Европе - там за богохульство всё-таки не казнили.

В 24-й статье 22-й главы Уложения было указано: «А будет кого бусурман какими-нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русского человека обусурманит, и того русского человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велеть ему учинити указ по правилам святых апостол и святых отец».

Опять же намного жёстче, чем в Европе, где на костёр попадали лишь еретики и ведьмы - иноверцы (которые, кстати, вообще были вне юрисдикции Святой Инквизиции и анти-еретических трибуналов) отделывались поркой, тюрьмой... а то и просто изгнанием (вообще весьма популярным наказанием в Европе того времени).

Простая смертная казнь без указания ее вида (как правило, вешали - хотя и голову рубили тоже нередко) полагалась за «святотатственную кражу, убийство в церкви и нарушение благочиния во время литургии, последствием которого явилась невозможность совершения последней».

И снова - там, где в Европе полагалась тюрьма, порка и изгнание, на Руси казнили. Вообще различие знаковое - в Европе казнили в основном за преступления против личности (убийство, кража, грабёж и т.д.)... в России же за уголовные преступления в XVIII веке смертная казнь была вообще отменена - казнили лишь за преступления против государства и Церкви (последняя была частью первой). Неудивительно - в Европе государство было (и остаётся) для людей; в России же люди для государства... точнее, для руководящей банды - и неважно как она называется.

По Соборному уложению смертная казнь назначалась за «злоумышление против особы государя, а равно составление заговора или скопа против него; убийство или нанесение раны в присутствии государя или на государственном дворе; бунт против существующего правительства и государственная измена». Про "присутствие государя" занятно - это чисто русская фишка (в Европе ничего подобного и близко не было).

К преступлениям против властей, караемых смертью, отнесены также "открытое восстание против властей; причинение смерти приставу, явившемуся из Москвы для вызова к суду; нанесение на суде смертельных ран судье; подложенное составление или порча акта, исходящего под авторитетом государственной власти, недозволенный выезд заграницу с целью измены, произведение в среде населения смут".

Про выезд за границу весело - этот пункт автоматически приговаривал каждого эмигранта к смертной казни (кстати, в те годы да и потом сбежать за границу было не проще, чем из сталинского СССР - настолько хорошо охранялись дороги и водные пути). Так что пресловутый "железный занавес" вовсе не был изобретение красный - это была российская реальность на протяжении столетий.

Смертью карались также «приготовление фальшивой монеты и порча настоящей, за что назначается залитие горла расплавленным металлом, и корчемная продажа табака, угрожаемая простою смертною казнью». Смертной казнью «без пощады» карались квалифицированные убийства: убийство родителей детьми, убийство матерью незаконнорожденного ребенка и мужеубийство, за которое виновную закапывали заживо в землю.

Смертная казнь назначалась и за изнасилование; за поджог (поджигателей тоже сжигали) вторичный разбой и квалифицированная кража; в последних двух случаях преступники карались обыкновенной казнью. Иными словами, виселицей или топором палача (на Руси рубили головы только топором мясника)

Уложение 1649 г. вносило в ритуал казни стадию «покаяния». Самой казни предшествовало пребывание осужденного в «покаянной избе» в течение 6 недель, затем следовало причастие и через 2–3 дня — казнь. По Указу 1669 г. срок пребывания в «покаянной избе» был сокращен до 10 дней, из которых 7 дней назначались для поста, два дня — на исповедь и принятие Святых Тайн, а на десятый день наступало исполнение приговора.

В воскресные дни и дни «царского поминания» смертные казни не совершались. Казнь беременных женщин отлагалась до разрешения их от бремени. Экзекуцию предписывалось совершать, по возможности, на месте совершения преступления, но в любом случае в городе или селении, а не в нежилом месте.

Интересное описание правил вершения правосудия, действующих в царствование Алексея Михайловича, оставил Котошихин Григорий Карпович — чиновник российского Посольского приказа, перебежавший в Швецию и написавший по заказу шведского правительства обширное сочинение, являющееся важным источником по истории России XVII века.

Делами, связанными с убийствами и разбоями, занимался Разбойный приказ (предтеча советского НКВД), в штате которого только в Москве было 50 «мастеров заплечных» — палачей. В других городах расследование подобных дел производилось в «приказных губных избах», и были «устроены для всяких воров тюрьмы».

«И какова чину нибуди князь, или боярин, или и простой человек, изыман будет на розбое, или в тадбе, или в злом деле в смертном убийстве, и в пожоге, и в ыных воровских статьях, и приведут его на Москве в Розбойной или в земской Приказ, а в городех в Приказы жив губную избу: и кто будет был на розбое и учинил убийство, или пожог и татбу, а таварыщи их розбежались и не пойманы, и таких злочинцов в празники и в иные дни пытают и мучат без милосердия…»

«А устроены для всяких воров пытки: сымут с вора рубашку и руки его назади завяжут, подле кисти, веревкою, обшита та веревка войлоком, и подымут его к верху, учинено место что и виселица, а ноги его свяжут ремнем; и один человек палач вступит ему в ноги на ремень своею ногою, и тем его отягивает, и у того вора руки станут прямо против головы его, а из суставов выдут вон; и потом ззади палач начнет бити по спине кнутом изредка, в час боевой ударов бывает тридцать или сорок; и как ударит по которому месту по спине, и на спине станет так слово в слово будто большой ремевырезан ножем мало не до костей.

А учинен тот кнут ременной, плетеной, толстой, на конце ввязан ремень толстой шириною на палец, а длиною будет с 5 локтей. И пытав его начнут пытати иных потому ж, и будет с первых пыток не винятся, и их спустя неделю времени пытают вдругорядь и вътретьие, и жгут огнем, свяжут руки и ноги, и вложат меж рук и меж ног бревно, и подымут на огнь, а иным розжегши железные клещи накрасно ломают ребра; и будет и с тех пыток не повинятца, и таких сажают в тюрму.

…А как они в тюрме отсидят года два и больше, а порук не будет, и таких из тюрем свобождают и ссылают в далние городы, в Сибирь и в Астарахань, на вечное житье. А которые воры бывают на разбое, хотя и двожды пойманы, а убийства смертного и пожогу не учинили: и таких бив кнутом по торгам, за первую вину отрезав левое ухо сошлют в ссылку, а за другую вину, как будет пойман в таких же делах; бив кнутом, отрезав и правое ухо, сошлют в сылку ж, а за иные вины потомуж бывает наказание и казни, по разсмотрению, кто чего будет достоин.

А в середних и малых винах бывает наказание, бьют кнутом и батогами, смотря по вине, а потом освобождают. А бывают мужскому полу смертные и всякие казни: головы отсекут топором за убийства смертные и за иные злые дела, вешают за убийства ж и за иные злые дела; живого четвертают, а потом голову отсекут за измену, кто город сдаст неприятелю, или с неприятелем держит дружбу листами, или и иные злые изменные и противные статьи объявятся; жгут живого за богохулство, за церковную татьбу, за содомское дело, за волховство, за чернокнижество, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против Апостолов и Пророков и Святых Отцов с похулением; оловом и свинцом заливают горло за денежное дело, кто воровски делает, серебреником и золотарем… также кто на царском дворе, или где-нибудь, вымет на кого саблю, или нож, и за царское бесчестье, кто говорит про него за очи бесчестные.

Женскому полу (Зри в Уложенной Книге) бывают пытки против того же, что и мужскому полу, окромь того что на огне жгут и ребра ломают. А смертные казни женскому полу бывают: за богохулство ж и за церковную татьбу, за содомское дело жгут живых, за чаровство и за убойство отсекают головы, за погубление детей и за иные такие ж злые дела живых закопывают в землю, по титки, с руками вместе, отоптывают ногами, и от того умирают того ж дни или на другой и на третей день. А за царское бесчестье указ бывает таков же что мужскому полу. А которые люди воруют с чужими женами и з девками, и как их изымают, и того ж дни или на иной день обеих мужика и жонку, кто б каков ни был, водя по торгом и по улицам вместе нагих бьют кнутом».

Характерно совершенно разное отношение к наготе на Руси и в Европе. Если в последних женщин и пытали, и казнили всегда в одежде (обычно переодевая в грубую рубаху), а мужчин раздевали только до пояса, то на Руси и пытки, и порка и казни голых мужчин и женщин были обычным делом.

Ничего удивительного - совместное мытьё мужчин и женщин в бане было запрещено в Российской империи только при Екатерине Великой... впрочем, на этот запрет в сельской местности было наплевать до установления пуританской Советской власти.

По данным Котошихина, в царствование Алексея Михайловича по случаю смуты из-за подделки монет в один день (!!) было казнено 150 человек, а всего «за эти годы» — 7 тысяч человек. Значительную часть казненных составили участники крестьянских восстаний и, в частности, восстания под руководством Степана Разина, который в июне 1671 г. был четвертован в Москве вместе с братом.

В Уложении 1649 г. способы смертной казни были регламентированы. Казни подразделялись на простые и квалифицированные. Целью простой казни было лишение жизни преступника, а квалифицированной — дополнительное причинение ему мучений и страданий. К простым казням относились повешение, обезглавливание и утопление, к квалифицированным — сожжение, заливание расплавленного металла в горло, четвертование, колесование, сажание на кол, закапывание живьем в землю и другие.
Scribo, ergo sum
Post Reply