«Баржи смерти» — публицистическое наименование плавучих тюрем, использовавшихся в ходе Гражданской войны в России обеими основными противоборствующими сторонами для массового содержания военнопленных и задержанных. На борту также проводились казни; имели место и массовые казни затоплением судна.
Все стороны Гражданской войны испытывали необходимость в местах для заключения своих противников, попавших в плен или взятых в заложники. Бывшие царские тюрьмы были переполнены, для охраны концентрационных лагерей требовалось большое количество солдат, которых часто не хватало и на фронте, поэтому для содержания заключенных стали применять корабли и баржи, в большом количестве имевшиеся на судоходных реках.
Что было совершенно логично - баржи были вместительными, не требовали многочисленной охраны, могли свободно перемещаться; кроме того, сбежать было гораздо сложнее, чем из "наземных" тюрем. Поэтому на протяжении всей войны подобные плавучие тюрьмы повсеместно использовались как белыми, так и красными.
Однако ни те, ни другие не были изобретателями "плавучих концлагерей" - эта сомнительная честь принадлежит британцам. Что было совершенно неудивительно для империи, имевшей многочисленный флот и множество заокеанских колоний, где тюрьмами зачастую служили корпуса списанных кораблей. Условия содержания в таких тюрьмах часто были совершенно бесчеловечными даже по сравнению с самыми жуткими наземными тюрьмами.
Железобетонных доказательств использования барж для массовой казни путём затопления оной во время Гражданской войны нет, однако, скорее всего, красные в этом всё же виновны - уж больно привлекательный пример для них имел место во время другой гражданской войны. Во Франции конца XVIII века.
Отличился некий Жан-Батист Каррье - один из самых жестоких комиссаров Конвента, который использовал баржи для массового уничтожения заключенных роялистов в городе Нанте. Смертников сажали в плоскодонную барку, вывозили ночью на середину Луары и там, открыв люки, топили судно. Он сам назвал такой способ «вертикальной депортацией».
Первое «потопление» состоялось в ночь с 16 на 17 ноября 1793 года; всего потоплений было шесть; погибло, по разным данным, от двух до девяти тысяч человек - включая ни в чём не повинные семьи с женщинами и детьми. В первую очередь топили католических священников и монахинь... впрочем, чего ещё можно было ожидать от слуг Дьявола.
Который есть лжец и отец лжи - и вообще вознаграждает своих слуг... своеобразно. Не стал исключением и Каррье - он был арестован, судим и по приговору термидорианского трибунала был гильотинирован 16 декабря 1794 года на знаменитой Гревской площади.
Однако чуть более сотни лет спустя у него нашлись достойные последователи (в смысле служения Дьяволу). Причём в самом начале развязанной большевиками Гражданской войны - в конце января 1918 года. Арестованных в Евпатории во время красного террора в Крыму отводили на причал в здание Русского общества пароходства и торговли, откуда после краткого опроса свозили на транспорт «Трувор».
Где террор принял крайние и совершенно дикие формы. Первыми погибли все захваченные члены офицерской дружины, числом в 46 человек. Они со связанными руками были выстроены вдоль борта транспорта «Трувор», и один из матросов, проходя мимо строя офицеров, ногой сбрасывал их в зимнее Чёрное море. Эта расправа была видна с берега, на котором собрались семьи казнимых, которые наблюдали эту сцену — «всё плакало, кричало, молилось, но матросы только смеялись».
Была сформирована большевистская «судебная комиссия», заседала на борту транспорта «Трувор», рассматривая дела арестованных и решая их судьбы. Председательствовавший на заседаниях комиссии командир «Румынии», матрос Федосеенко, любил повторять: «Все с чина подпоручика до полковника — будут уничтожены». Всего за три дня 15—17 января 1918 года (старого стиля) было арестовано около восьмисот человек, из них казнено и почти триста. Вот как со слов очевидца казни на «Труворе» описал историк С. П. Мельгунов:
Перед казнью, по распоряжению судебной комиссии, к открытому люку подходили матросы и по фамилии вызывали на палубу жертву. Вызванного под конвоем проводили через всю палубу мимо целого ряда вооружённых красногвардейцев и вели на так называемое «лобное место» (место казни). Тут жертву окружали со всех сторон вооружённые матросы, снимали с жертвы верхнюю одежду, связывали верёвками руки и ноги и в одном нижнем белье укладывали на палубу, а затем отрезали уши, нос, губы, половой член, а иногда и руки и в таком виде жертву бросали в воду.
После этого палубу смывали водой и таким образом удаляли следы крови. Казни продолжались целую ночь, и на каждую казнь уходило 15-20 минут. Во время казни с палубы в трюм доносились неистовые крики и для того, чтобы их заглушить транспорт «Трувор» пускал в ход машины и как бы уходил от берегов Евпатории в море.
Террор продолжился в Царицыне, где Сталин приказал арестовать военспецов, которых он подозревал в измене, и разместить их на плавучей барже, где многие из них были казнены. По неподтверждённым данным (странно если бы подтверждённым - после повально чистки архивов и расстрела свидетелей по приказу Вождя Народов), в конечном итоге баржи были потоплены в Волге - погибло около восьмисот человек.
Летом 1918 года вблизи Сарапула на Каме стояла баржа, служившая тюрьмой для уфимских заложников, вывезенных красными при паническом бегстве их в июне 1918 года из Уфы по Белой. Тогда ими было вывезено из города 102 человека — 68 пленных чехов и 34 заложника.
Среди последних были уфимские общественные деятели: общественный деятель и депутат Колесов, издатель «Уфимской жизни», член кадетской партии, земец Толстой; находившийся в ссылке в Уфе, как венгерский подданный; общественный деятель, преподаватель и редактор газеты «Уфимский вестник» с Толстым — Александр Фёдорович Ница, московский журналист Макс Редер, несколько врачей, журналистов и коммерсантов.
Все они были в конце июля 1918 года ночью зверским образом убиты и брошены в воду. Единственным случайно спасшимся узником баржи была подробно описана ужасная смерть несчастных заложников, которых чекисты убивали по очереди топорами, ружьями и молотками и сбрасывали в воду. Расправа продолжалась всю ночь. Трупы замученных были брошены в Каму.
В Архангельскe чекист Кедров (впоследствии расстрелянный НКВД - обычная судьба слуг Дьявола), собрав 1200 офицеров, посадил их на баржу вблизи Холмогор и приказал расстрелять баржу из пулемётов. Погибло минимум шестьсот человек.
В 1921 году большевики отправили на баржe 600 заключенных из различных Петроградских тюрем в Кронштадт; на глубоком местe между Петроградом и Кронштадтом, баржа была пущена ко дну: всe арестанты потонули, кромe одного, успевшего вплавь достичь Финляндского берега.
Гражданская война штука жестокая с обеих сторон, поэтому неудивительно, что в этом инфернальном деле отметились и противники красных упырей. Во время антибольшевистского Ярославского восстания. 6 июля 1918 года около двухсот коммунистов и сочувствующих оказались изолированы в барже, вставшей на якорь посередине Волги.
Несколько суток заключенные не получали воды и пищи, но спустя тринадцать дней, когда город уже обстреливался войсками Красной Армии, им все же удалось сняться с якоря и уплыть на контролируемую большевиками территорию. В живых осталось лишь 109 человек.
Гораздо масштабнее применялись плавучие тюрьмы во время Ижевско-Воткинского восстания. Тогда на реке Кама на пристани Гольяны и в Сарапуле на баржах содержалось до четырех тысяч заключенных, в основном красноармейцы, члены их семей и сочувствующие большевикам.
Заключенные получали скудное питание, подвергались пыткам и издевательствам со стороны охраны и расстреливались за неподчинение. Федору Раскольникову во главе флотилии удалось совершить рейд в тыл восставших и спасти одну из барж и освободить 432 человека. Другим повезло меньше, их в спешном порядке расстреляли - или утопили - перед приходом большевиков.
Баржи в качестве тюрем применялись и на территории, подконтрольной Верховному Правителю России Колчаку. Именно на них в нечеловеческих условиях осуществлялись перевозки заключенных в Томск в сентябре 1919 года. Отсутствие медицинской помощи привело к высокой смертности на баржах, в результате в пункт назначения прибыли лишь единицы.