Из книги "Блюхер" (автор - Николай Великанов)
------------------------------------------------------------
Как проходили допросы?
«Мною лично из кабинета следователя приходилось забирать заключенных в шоковом состоянии, которые были избиты до неузнаваемости. Это — следующие заключенные, которых я знала по фамилиям: Цвейк (из Коминтерна), Вейцер (бывший Нарком внешней торговли), Крестинский (из Наркоминдела), Беталло Калмыков (бывший секретарь ЦК Кабардино-Балкарской республики), Веншток (бывший нач. тюремного управления НКВД), Блат (бывший Нарком Белоруссии), Каминский (бывший Нарком здравоохранения), Блюхер и его жена, Берзин (бывший начальник Дальстроя)… Заключенных били пряжками поясных ремней, специальными ременными плетьми, им заливали в рот нашатырный спирт…» (Из свидетельств бывшего врача Лефортовской тюрьмы А. А. Розенблюм.)
«Это был один из выходных дней. Я явился в кабинет, где находился Блюхер (допрос до этого вел Иванов. — Н. В.) — Кабинет этот был смежным с кабинетом Берии. Придя в кабинет, я увидел, что Блюхер находился в нем вместе с вахтером. Мне бросилось в глаза, что, очевидно, накануне Блюхер был избит, так как голова у него перевязана. Я сел за стол и пытался задать несколько вопросов о его службе на Дальнем Востоке. Он отвечал неохотно и резко. Видя, что Блюхер не расположен разговаривать, я взял газету и стал читать. Так, молча, мы просидели в кабинете около шести часов…» (Из показаний бывшего работника ОО ГУГБ НКВД СССР Д. В. Кащеева.)
«Со мною вместе в камере находилась арестованная Кольчугина-Блюхер… Из бесед с Кольчугиной-Блюхер я узнала об очной ставке ее с маршалом Блюхером. Кольчугина-Блюхер сказала, что Блюхер был до неузнаваемости избит и находился почти в невменяемом состоянии. Он наговаривал на себя чудовищные вещи. Блюхер был в растерзанном виде; он выглядел так, как будто побывал под танком…» (Из свидетельств одной из узниц тюрьмы НКВД С. А. Ариной-Русаковской).
В случае Блюхера заплечных дел мастера (как выяснилось, не ахти какие мастера) НКВД переусердствовали. 9 ноября в 18 часов 45 минут старший лейтенант ГБ (эквивалент армейского майора) Иванов вызвал Блюхера на очередной допрос. После утомительной двухчасовой «беседы» с бывшим маршалом Иванов сделал перерыв для отдыха.
Оставив с арестованным младшего лейтенанта Головлева (эквивалент армейского старлея), он удалился из кабинета. По показаниям Головлева, данным в 1956 году, в тот вечер около 22 часов они пили с Блюхером чай и Блюхер сказал ему, что писать собственноручные показания он на сегодня закончил. В 22 часа 35 минут Блюхер пожаловался на усталость. Головлев вызвал тюремный конвой. Через несколько минут прибыли два конвоира и увели Блюхера.
Головлев уже собрался уходить в свою рабочую комнату, как зазвонил телефон. Звонили из санчасти: в 22 часа 50 минут скоропостижно умер арестованный № 11. Это был Василий Блюхер.
Через 17 лет бывший начальник внутренней тюрьмы НКВД старший лейтенант государственной безопасности, а в 1955 году пенсионер, Миронов дал следующие показания по факту смерти Блюхера:
«9 ноября Блюхер был вызван на допрос. Вечером позвонили по телефону из кабинета, где допрашивался Блюхер, дежурному по тюрьме и сообщили, что Блюхеру стало плохо. Мой кабинет в тюрьме находился по соседству с кабинетом дежурного по тюрьме, поэтому через открытую дверь я услышал, что речь идет об арестованном № 11.
Я тут же приказал дежурному послать за Блюхером двоих конвоиров Демина и Носенко. Однако вскоре дежурному по тюрьме позвонил дежурный по НКВД и потребовал прислать еще двоих конвоиров, так как арестованный сам не мог перемещаться. Я послал еще двоих конвоиров Шинкаркина и Бибу, а сам пошел к подъезду, через который должны были доставить Блюхера. Через несколько минут Блюхера на руках принесли в тюрьму в санчасть.
Я вслед направился в санчасть. Там Блюхера положили на кровать. Я спросил его: что с ним случилось? Блюхер ответил, что ему плохо. Дежурный врач оказала ему помощь, но это пользы не принесло. Минут через пять Блюхер умер. Вскоре после его смерти в санчасть явились Меркулов и следователь Головлев.
Спустя два часа Меркулов приказал мне отправить труп Блюхера в морг Бутырской тюрьмы для судебно-медицинского вскрытия. Труп отправили на грузовой машине. В ту же ночь в присутствии меня и следователей Иванова и Головлева эксперт Семеновский произвел вскрытие трупа Блюхера…
Рано утром труп Блюхера был перевезен в крематорий и предан кремации». (Из показаний бывшего начальника внутренней тюрьмы НКВД ст. лейтенанта госбезопасности Л. Г. Миронова от 11 ноября 1955 года.)
11 ноября 1938 года постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР дело по обвинению Блюхера В. К. за смертью обвиняемого было отменено.
Пытки в застенках НКВД
- RolandVT
- Posts: 35280
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 624 times
- Been thanked: 10406 times