Священник-иезуит (в то время Общество Иисуса было ещё вполне приличной организацией) Фридрих фон Шпее состоял в первой половине XVII столетия духовником в Бамберге и Вюрцбурге, и его печальная обязанность была напутствовать несчастных на костре. В это время [один из немногих периодов лютой истерии] ведьминские процессы свирепствовали, костры не переставали гореть, и бывали дни, когда сжигали по десять ведьм в день.
Шпее входил в близкие сношения с несчастными, видел все эти ужасы и с опасностью для своей собственной жизни поднял голос в их защиту. Он написал в 1631 году ныне знаменитую книгу "Предостережение обвинителям" ("Молот ведьм наоборот"), в которой рисует всю нелогичность обвинений и абсурдность системы допросов и пыток... да и вообще всей охоты на ведьм:
"Женщина, заподозренная как ведьма, должна быть признана виновной — все равно какими мерами: силой или угрозами, правдой или неправдой. Никакие слезы и мольбы, никакие доказательства и объяснения — ничто не помогает: она должна быть виновна.
Ее мучают, терзают до тех пор, пока она под руками палача умирает или признается в своей вине. Если же она выдерживает все мучения, она еще более виновна: это значит, что дьявол дает ей силы и держит ее язык, дабы она не могла говорить и признаться.
И поэтому она заслуживает еще более жестоких мучений и смерти. Улики и доказательства всегда против обвиняемой — какие бы они ни были, положительные или отрицательные. Если она вела скверный образ жизни, то, разумеется, это доказательство ее связи с дьяволом; если же она была благочестива и вела себя хорошо, то ясно, что она притворялась, дабы отвлечь своим благочестием от себя подозрение в ее связи с дьяволом и ночных путешествиях на шабаш.
Затем — как она себя держит при допросе. Если она обнаруживает страх, то ясно, что она виновна: совесть ее выдает. Если же она обнаруживает спокойствие, уверенная в своей невинности, то несомненно, что она виновна, потому что, по мнению судей, ведьмам свойственно лгать с наглым спокойствием.
Если она защищается и оправдывается в возводимом на нее обвинении — это свидетельствует о ее виновности; если же она в страхе и отчаянии от возводимых на нее чудовищных обвинений падает духом и молчит — это уже прямое доказательство ее виновности.
Затем начинаются пытки, которым ее подвергают для получения признания, как будто в руках судей имеются достаточные доказательства ее виновности и недостает только добровольного признания. Или она признается и умирает, как признавшаяся, на костре, или она не признается и тоже умирает в мучениях пытки или на костре, сжигаемая еще более строго, живьем, как упорно не признавшаяся.
Она должна умереть — во всяком случае, она не может избегнуть своей участи. Потому что все говорит против нее: если она во время пытки от ужасных страданий в ужасе блуждает глазами — это значит, она ищет глазами своего дьявола; если же с неподвижными глазами остается напряженной (если на нее находил столбняк от ужасной боли), это значит, она видит своего дьявола, она смотрит на него.
Если она находит в себе силу переносить мучения пытки — это значит, дьявол ее поддерживает, и она заслуживает еще более строгого наказания. Если она не выдерживает и умирает во время пытки — это значит, дьявол ее умертвил, дабы она не делала признания и не открывала тайны, и тогда ее труп все-таки предается позорной смерти на костре или виселице. Если, несмотря на все это, все-таки нет доказательств ее виновности, ее держат в смрадной тюрьме годы, пока появятся новые доказательства или пока она сгниет в тюрьме».
Хотел бы я знать, каким путем возможно невинной доказать свою невинность и избегнуть смерти? Несчастная, на что надеешься, зачем при первом твоем вступлении в тюрьму не признала себя виновной? Неразумная женщина, почему хочешь много раз умирать, когда можешь одним разом прекратить свои мучения? Послушайся моего совета, признай себя виновной с самого начала, еще до начала мучений! Признай себя виновной и умри! Спасти себя ты все равно не можешь, потому что ты все равно должна умереть.
А к вам, судьи, обращаюсь и спрашиваю вас: зачем вы так тщательно ищете повсюду ведьм и колдунов? Я вам укажу, где они находятся. Возьмите первого встречного капуцинского монаха, первого иезуита, первого священника, подвергните его пытке, и он признается, непременно признается.
Если же он будет упорствовать и при помощи колдовских средств будет переносить все страдания, пытайте его опять, пытайте его еще более жестоко, он должен будет признаться. Возьмите прелатов, кардиналов, самого папу — они признаются, уверяю вас, они признаются!
-----------------------------------------------------------------------------------
На самом деле, это протест против истерии, которая на год-два (не более - фанатизм довольно быстро выгорает), охватывала сравнительно небольшие территории в Германии. Однако этого хватало, чтобы сотни женщин (редко малые тысячи) приняли жуткую смерть на костре. Не следует забывать - за ТРИСТА лет в общей сложности было казнено (не всегда сожжено - и головы рубили, и вешали, и душили) около 50 000 ведьм и колдунов обоего пола (в основном женщин хорошо за сорок).
Для сравнения - за 30 лет религиозной войны в Германии погибло ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ некомбатантов. В СТО раз больше - а в пересчёте на год - в ТЫСЯЧУ. Вопреки распространённому заблуждению, за исключением редких, коротких и локальных периодов истерии шансы невиновной... да хоть и виновной в колдовстве женщины расстаться с жизнью по обвинению в ведьмовстве были почти нулевыми.
Ну, а фон Шпее и пропиарил себя любимого нехило - и обессмертил своё имя. Учитывая, что подавляющее большинство католических епископов весьма скептически относились ко всякому колдовству, не рисковал он ровно ничем - скорее наоборот.
Критика охоты на ведьм современником (Фридрихом фон Шпее)
- RolandVT
- Posts: 15815
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 249 times
- Been thanked: 3834 times