Пытки рабов в древнем Риме

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 12048
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 165 times
Been thanked: 2615 times

Пытки рабов в древнем Риме

Post by RolandVT »

Из книги "Сексуальная жизнь в Древнем Риме" (как ни странно)
----------------------------------------------------------------------------

Римский закон запрещал пытать свободного человека [во времена раннего христианства пытки свободных граждан уже были легализованы - ограничивался лишь перечень пыток], но всегда поощрял этот жестокий метод выбивания показаний из рабов. Показания раба, данные не под пыткой, вообще не принимались во внимание.

Пытка обязательно сопровождала допрос любого не свободнорожденного человека. Она включала в себя все виды порки, а также чудовищные истязания, позаимствованные Средневековьем у Рима и столетиями применявшиеся при каждом важном расследовании.

В число орудий пытки входили fidiculae – веревки для разрывания суставов [видимо, имеется в виду страппадо], equuleus – козлы, на которые сажали раба и выворачивали ему члены из суставов либо воротом, либо гирями, привязанными к ногам [горизонтальная дыба, скорее всего]; на голую кожу рабам клали раскаленные металлические пластины, применялись и ужасные кожаные бичи, снабженные шипами и костяшками для усиления эффекта [имеется в виду флагрум... однако его вряд ли применяли для пыток - это орудие по сути смертной казни].

Чтобы добиться признания, следователи не стеснялись пытать даже рабынь. Тацит («Анналы», xv, 57) описывает пытку девушки-рабыни, от которой добивались показаний о заговоре против Нерона:

«Между тем Нерон, вспомнив, что по доносу Волузия Прокула содержится в заключении Эпихарида, и полагая, что женское тело не вытерпит боли, велит терзать ее мучительными пытками. Но ни плети, ни огонь, ни ожесточение палачей, раздраженных тем, что не могли справиться с женщиной, не сломили ее и не вырвали у нее признания. Итак, в первый день допроса ничего от нее не добились.

Когда на следующий день ее в носильном кресле тащили в застенок, чтобы возобновить такие же истязания (изувеченная на дыбе, она не могла стоять на ногах), Эпихарида, стянув с груди повязку и прикрепив к спинке кресла сделанную из нее петлю, просунула в нее шею и, навалившись всей тяжестью тела, пресекла свое и без того слабое дыхание».

Валерий Максим рассказывает о рабе, «еще почти ребенке», которого подвергли ужасным пыткам – его секли, жгли металлическими пластинами, вырывали конечности из суставов. Этот случай автор приводит как пример верности рабов. Из его рассказа, а также из рассказа Тацита, мы видим, сколь мало внимания обращалось на пол и возраст пытаемых, если они не были свободнорожденными [да и свободных детей пытали налево и направо].

Император Адриан лишил хозяев права убивать рабов по своему усмотрению и продавать их в гладиаторы [и в публичные дома - занятно, что свободный гражданин по-прежнему мог продать в бордель свою дочь], а император Константин [ибо христианин] приравнял умышленное убийство раба к убийству свободного человека.
Scribo, ergo sum
Post Reply