Из книги "История сношений человека с дьяволом"
Это дело примечательно тем, что имело место в 1390 году, почти за столетие до того, как в 1484 году после увещеваний Генриха Крамера, автора «Молота ведьм», папа римский Иннокентий VIII издал знаменитую буллу «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), которая дала старт (относительно) систематическому преследованию ведьм - в первую очередь на территории Германии. А так вполне типичное дело - ничего особенного.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всё началось оно с того, что Марион Десталэ, «девица непутевой жизни» (как сказано в деле), без памяти влюбилась в некоего господина Энселена Планиша [или просто решила выгодно выйти замуж - что намного более вероят но]. Кавалер некоторое время путался с ней, а потом, в пароксизме благонравия, отстал от нее и женился на другой.
Огорченная Марион обратилась к содействию старушки Марго Делабарр, промысел которой состоял, собственно, в посредничестве между кавалерами и дамами, жаждущими любви, но которая попутно занималась также изготовлением и продажей приворотных зелий и прочими колдовскими делами.
[Мало кому известно, что таких старушек было пруд пруди чуть ли не до ХХ века по всей Европе - и никто их не трогал, хотя они подпадали под стандартное определение ведьмы чуть более, чем полностью. Траблы у них начинались лишь во время (довольно редкой и очень локальной) истерии... или если дорогу перешли кому не надо]
Марго снабдила Марион приворотным зельем, но оно не оказало действия на ее возлюбленного [ну кто бы сомневался]. Тогда Марго изготовила два венка или жгута из каких-то трав. Эти вещи надо было подбросить на пути, по которому пройдут новобрачные в день свадьбы.
Перейдя через них, молодые будут поставлены в полную невозможность consommer leur mariage [не встанет у него, проще говоря]. И эта цель не была достигнута, но затем молодые супруги оба разом как-то таинственно захворали. Должно полагать, что все-таки вкусили какого-то зелья, подвернутого им ревнивой рукой оставшейся за бортом прежней возлюбленной мужа.
[Это очень существенный момент - он подтверждает то, что серьёзные историки установили уже давно: в реальности более 80% "ведьм" были наказаны (иногда даже костром) за самый обычный криминал. Убийство (отравление, удушение младенца и т.д.), покушение на убийство, нанесение тяжких телесных (яд это может) и так далее. И вообще т.н. "ведьмы" в основном были спецами по травам и прочим веществам - в том числе, весьма ядовитым]
Болезнь показалась подозрительной [неудивительно]. Заявили подозрение на Марион и ее старушку, и обеих их арестовали. Прежде всего взялись за старую колдунью. Она отперлась начисто. Ее обработали сначала на малых, а потом на больших козлах (le petit et le grand trestean).
Что это были за истязания, неизвестно. Лие, из книги которого мы заимствуем это дело, полагает (но не уверен), что под малыми козлами надо разуметь пытку водой. В горло жертвы правосудия вставляли воронку и через нее лили воду, покуда человек весь не раздувался; тогда его начинали энергично давить, чтобы вода из него вышла.
Большие козлы — это, вероятно, колесование, распяливание на круге, колесе [это горизонтальная дыба - стандартный пыточный дивайс того времени]. Однако старуха и на пытку оказалась неподатлива и продолжала отпираться [крепкая попалась старушенция... бывает].
Пришлось на время оставить ее в покое и взяться за Марион. Но и с этой вышла та же история: ее пытали без всякого успеха. Ей дали отдохнуть недели две, потом опять за нее взялись. Она апеллировала в парламент; тот быстро рассмотрел ее апелляцию и отверг ее [это к вопросу о "беззащитности" ведьм... кстати, правильно отверг].
Несчастную пытали во второй раз, довели до полусмерти, так что потом пришлось ее отхаживать, чтобы она не умерла. Пытала потом в третий раз, но она все-таки ни в чем не призналась. Конечно, это упорство могло держаться некоторое время, но судьи праведные очень хорошо понимали, что оно будет сломлено, и были спокойны [ибо и без того вещдоков хватало].
[Это тоже довольно существенный момент - правда, характерный для Времени Огня, которое началось столетие спустя. Как и НКВД в ХХ веке, тогдашние следователи "навешивали" на банальный криминал нечто совершенно иного рода... только ведьмовство, а не политику. Поэтому "ведьмы" отправлялись на костёр за "колдовство", а не на виселицу за банальную бытовуху... хотя в Англии вешали - и не только там]
В деле осталась отметка о том, что после трех пыток Марион была едва жива. Поэтому нет ничего мудреного, что когда ее растянули в четвертый раз, она объявила, что признается во всем. Ее отвязали от козел и тотчас принялись писать протокол признания, который, как водится, начинался тщательной оговоркой о том, что признание делается по доброй воле и без малейшего принуждения [ничего не напоминает?].
После того, как Марион покаялась в употреблении приворотного зелья и заколдованных венков и оговорила свою сообщницу Марго, старуху поставили с ней на очную ставку. Та, отпираясь, заявила между прочим, что в день изготовления венков, обозначенный Марион, она, Марго, в Париже не была, и указала на свидетелей.
Но эта свидетели на допросе дали показания совсем неблагоприятные для злополучной старухи. Ее растянули на козлах [в смысле, на дыбе] вторично, и опять ничего от нее не добились. Но третьей пытки старуха не выдержала. Ее повинная в общих чертах совпадала с повинной Марион, т. к. очная ставка дала ей возможность ознакомиться с ее показанием.
Но она делала еще разные другие призвания, которые явно показывают, что измученный человек готов говорить на себя все, что желательно его мучителям. Так, например, Марго поведала, что когда сплетала венки, то призвала дьявола, и он явился перед ней в таком самом виде, как она его видала раньше во время мистерий, которыми тогда развлекали народ; она, значит, и дьявола-то не могла придумать своего особенного, а может быть, и боялась отступать от обычного представления, из опасения, что заподозрят во лжи и вновь растянут.
[Так вот тогдашние "борцы с колдовством" и зарабатывали себе всяческие поощрения и награды... кстати, нередко в звонкой монете]
Когда она сказала дьяволу, чего хочет от него, то он с громом и воем вылетел в окно, наполнив ее душу смертным страхом. Таким образом, признание подсудимым было сделано, надлежаще записано и подписано. Казалось бы, оставалось только постановить приговор.
Но светские суды установили известный церемониал. Признание Марион выслушано было на суде еще три раза, три дня подряд. Марго повторила свое признание дважды. Ее первую осудили и сожгли; относительно же Марион суд долго совещался. Часть судей, хотя и меньшинство, стояла за снисходительный приговор: выставку к позорному столбу и изгнание. Но строгое большинство одолело. Несчастную Марион тоже сожгли.
[Это к вопросу о якобы "произволе" охотников на ведьм]
Одно из первых громких дел о колдовстве в Европе
- RolandVT
- Posts: 14857
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 3666 times