Святая Кукуфаса - глава из повести Хроники Новых Мучениц

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 13068
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 187 times
Been thanked: 3000 times

Святая Кукуфаса - глава из повести Хроники Новых Мучениц

Post by RolandVT »

Мученичество святого Кукуфаса интересно не только его необычным именем (оно финикийское – означает шутник). Но и тем, что он родился и вырос в Карфагене (of all places), где стал одним из диаконов местной христианской Церкви.

Из Северной Африки он перебрался почему-то в Барселону, где в самом начале IV века от Рождества Христова начал проповедовать христианство… причём настолько громко, что был арестован.

К нему применили стандартную «третью степень убеждения» вести себя тихо – порка-дыба-страппадо-угли… но положительного результата (в смысле убеждения) это не принесло. Пришлось его казнить (обычное дело в то время).

Почитание святого мученика Кукуфаса распространено, в основном, в Испании и особенно в Каталонии, о чём свидетельствует названный его именем каталонский город Сан-Кугат-дель-Вальес (Кугат – каталонский вариант его имени) и одноимённое бенедиктинское аббатство («Монастырь святого Кукуфаса»), расположенное возле Барселоны.

По испанской традиции к святому мученику Кукуфасу обращаются за помощью, чтобы найти потерянную вещь. При этом обычно завязывают узлы на платке (магия, однако).

Но самое интересное – это способ казни. Кукуфасу не отрубили голову (хотя он был римским гражданином) … а перерезали горло римским мечом. Оказывается, перерезание горла мечом было так распространено в древнем Риме, что было даже названо «римским правосудием».

Названо с иронией, ибо данный вид казни никогда не был основным и даже не фигурировал в римском уголовном кодексе. Чаще всего этот метод применялся для скорой внесудебной расправы: официально к нему прибегали только на аренах во время гладиаторских боев.

Почему Кукуфаса решили умертвить без суда, неясно (возможно, он вляпался в римскую политику, в которой юзали и не такие методы). Хотя он был не единственным христианским мучеником, казнённым таким способом – так казнили жительницу Сиракуз Лючию, римлянку Аньес, Викторию из Тиволи. Двум последним горло лишь «надрезали», то есть очень аккуратно вскрыли.

При императоре Максимиане именно так казнили шестьсот человек знаменитого «фивандского легиона». В этом легионе состояли в основном христиане, отказавшиеся принести жертву римским богам перед решающей битвой.

Император якобы приказал взять каждого десятого (стандартная практика децимации) и предать смерти, что и было исполнено. Ни один легионер не оказал сопротивления.

Я думаю, что это церковная сказка, ибо надо быть полным идиотом, чтобы убить 600 своих лучших солдат (христиане были лучшими воинами Рима) – да ещё и перед решающей битвой - только потому, что они отказались участвовать в обряде, в силу которого тогда не верил уже практически никто.

Аналогично были казнены младенцы в возрасте до двух с половиной лет, которым перерезали горло мечами в Вифлееме и других городах по приказу иудейского царя Ирода Великого.

Узнав, что среди умерщвленных детей оказался и сын Ирода — его зарезали в Сирии, — римский император Август якобы произнёс знаменитую фразу: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Впрочем, никаких подтверждений «избиения младенцев» историки не обнаружили.

В конце концов перерезание горла вышло из употребления (слишком долго и нудно по сравнению с усекновением головы мечом или топором). Его стали применять крайне редко, резали ножом или плоским кинжалом. Так в Италии в 1620 году, когда католики вырезали свыше пятисот протестантов.

Я впервые прочитал об этом виде казни в одной из моих любимых книг (Возмездие ожидает в Джагдалаке Нафтулы Халфина). В этой книге (о Первой англо-афганской войне 1838-42 годов) подробно описана казнь фанатиков-гази придворным палачом афганского шаха Шуджа-Шаха Дуррани (он был расстрелян после изгнания британцев из Кабула).

Шарлотта казнила Ксению точно так же (только предварительно раздела догола, как это принято на Объекте Харон). Связала руки за спиной, поставила на колени, крепко взяла за волосы левой рукой, запрокинула девушке голову назад – и аккуратно, от уха до уха, перерезала горло.

Когда я спросил её, приходилось ли ей казнить таким образом ранее, она ответила коротко и чётко: «Случалось».
Scribo, ergo sum
Post Reply