В этом весьма по современным меркам… своеобразном государстве (хотя ИМХО современный Израиль – с соответствующими поправками – отличается от оного не сильно) девочек воспитывали практически так же, как и мальчиков.
В результате спартанки резко отличались от жительниц других древнегреческих государств, ибо были и спортивны, и образованы (и умели защитить себя, если потребуется). Во многом благодаря «болевому воспитанию» – сиречь порке.
Уже двух-трёхлетней девочке родителями (прежде всего отцом, разумеется) постоянно внушалась мысль, что она «должна быть похожи на быструю лань, а не на ленивую свинью». И не только внушалось.
Во дворе, почти у каждого дома, был «позорный столб» – к нему привязывали «в наказанье и назиданье» девочек возраста 9-11 лет и «спускали с них жир» – секли жестоко и в кровь. Секли только розгами – побегами молодых деревьев, обладающих, по мнению спартанцев, «живительной силой плодородия и роста».
В спартанских семьях существовал просто-таки культ порки. Девочек, начиная с раннего возраста, наказывали за самые незначительные проступки, видя в порке не столько нравственную ценность, сколько тренировку в мужестве и умении спокойно переносить боль. Кричать и просить о снисхождении считалось позором.
Любая спартанская девочка знала, что розгой её не только наказывают, но и, что с каждым ударом в ней растёт «материнская сила». Что, чем её пятая точка, спина и ноги (секли и по бёдрам тоже) будут сильнее покрыты рубцами и шрамами, тем больше станут уважать подруги и взрослые. Дети, на которых не было заметно следов от розог, безжалостно высмеивались.
Порка входила в единую систему физического воспитания девочек: тренировки их тел в силе, ловкости, выносливости. Все без исключения спартанские девочки и девушки ежедневно по много часов занимались различными физическими упражнениями, совершенствуясь в беге, метании диска, копья; но, кроме этого, они тренировали себя и в мужественном перенесении боли.
Для этого в общественное и домашнее воспитание были введены специальные тренировочные порки. Они никак не были связаны с наказаниями, и преследовали одну, ярко выраженную цель «закалить», в первую очередь мальчиков, хотя и девочек тоже, от страха перед болью.
Результаты тренировочных порок проверялись на ежегодном «Дне бичеваний» – публичном, перед всеми гражданами Спарты сечении 11-12-летних мальчиков и девочек у алтаря Артемиды Ортии.
Однако, несомненно, что вместе со всеми девочки многократно наблюдали эти ритуалы, воспитывая в себе убеждение, что только тот достоин славы и почёта в будущем, кто сможет сегодня безропотно и «красиво» перенести боль от порки.
Это «красивое», то есть без криков, дёрганий и извивания отношение к сильнейшей, запредельной боли, так же воспитывалось в девочках. Порка – не была исключением.
Спартанцы чтили телесную красоту во всех её проявлениях – ипорка не была исключением. Она выносилась на общество, являя собою не интимную воспитательную разборку, как в последующие эпохи, а «полнокровный спектакль страдания и доблести».
Начинался он у девочек в гиникее – женской половине дома. Их, совсем ещё маленьких, где-то с 2-х лет кормилицы «приучали к крапиве», то есть стегали за те или иные проступки побегами молодой крапивы.
В 4-5 лет её заменяла «детская розга»: ивовый прут, длиной 25-30см, которым наносилось от 10 до 50 ударов. В 6-8 лет «детскую розгу» сменяла «взрослая» – прут длиной в метр. Из рук кормилицы розга переходила в руки отца. Количество ударов возрастало до сотни – и редкая порка обходилась без крови.
Вообще слова «наказать» и «пустить кровь» были у спартанцев синонимами. Вместе с отцовской розгой в жизни девочки появлялись и тренировочные порки. Они были не столь строгими, как наказательные, но регулярными, и проводились не реже раза в месяц.
Такое большое значение порке спартанцами придавалось и потому, что, по их мнению, так лучше всего воспитывались воля, терпение и сдержанность – качества необходимые каждой женщине.
Я не являюсь сторонником телесных наказаний детей. ИМХО (впрочем, это подтверждают и вполне научные исследования), есть дети, которых и пальцем трогать нельзя – ибо безнадёжно покалечишь психику (таких большинство).
Есть те, кого нужно пороть – но только в исключительных случаях (в том числе, и профилактически). А есть такие персонажи, которых пороть необходимо регулярно – иначе быть беде неизбежно. Причём от пола ребёнка это не зависит.
Так что спартанская идеология поголовной порки детей (особенно женского пола) мне не близка. Хотя определённое рациональное зерно в этом всё же есть…