Обязательная порка перед казнью в древнем Риме

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 15074
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 243 times
Been thanked: 3736 times

Обязательная порка перед казнью в древнем Риме

Post by RolandVT »

Из книги "Сексуальная жизнь в Древнем Риме" (как ни странно)
----------------------------------------------------------------------------

Приговоренному связывали руки за спиной. Его приковывали к столбу, раздевали и пороли [предварительная порка была обязательной]; затем клали на землю и обезглавливали топором [обычно ликторской секирой - мясницким топором казнили лишь самых презренных преступников из свободных граждан].

Судя по такой процедуре казни, римляне, очевидно, полагали, что одна лишь смерть – наказание недостаточное. Ей должна предшествовать порка, чтобы преступник заранее прочувствовал смерть через мучения, так как смерть явно рассматривалась как своего рода освобождение.

Смерть после отсечения головы наступает мгновенно, а наказание должно заключаться в длительной боли, в пытке, на которую приглашена толпа зрителей (как мы уже обсуждали выше), пытке, которую всегда следует проводить публично, подобно театральному представлению.

И как мы увидим, такая порка предписывалась как прелюдия к любой казни [даже к сожжению на костре, варке в котле и так далее. Пороли всех - и мужчин, и женщин и даже детей (в древнем Риме казнили и малолетних)]. Интересный отрывок из «Катилины» Саллюстия показывает, что порка рассматривалась как обязательный элемент, усиливающий всякое наказание. Вспомним суд над арестованными сторонниками Катилины и речь Цезаря, тщетно пытавшегося спасти их от смерти.

Он заявил: «О наказании я, право, могу сказать то, что вытекает из сути дела: в горе и несчастиях смерть – отдохновение от бедствий, а не мука… Но почему не прибавил ты к своему предложению, чтобы их сперва наказали розгами?»

Цезарь, следовательно, разделяет старое представление о том, что сама смерть – не наказание, и поэтому осужденного преступника нужно сперва высечь, чтобы он действительно был наказан. Историк Светоний говорит про свирепого Калигулу: «

Казнить человека он всегда требовал мелкими частыми ударами, повторяя свой знаменитый приказ: «Бей, чтобы он чувствовал, что умирает!» Мы ужасаемся знаменитому садизму Калигулы [в реальности сильно преувеличенному], не зная, что эта черта была присуща Древнему Риму вообще. Смерть сама по себе не являлась наказанием, поэтому каждая казнь должна была обостряться предшествующей поркой. В этом проявлялась римская склонность к жестокости, с которой мы сталкиваемся постоянно.

[Поэтому и Христа пороли перед распятием - и всех христианских мучеников бичевали жестоко - даже перед костром. Обнажёнными, ибо секли по всему телу - да и отношение к публичной наготе в империи было спокойным (кроме Иудеи)]
Scribo, ergo sum
Post Reply