Казнь японских военных преступников

Post Reply
User avatar
RolandVT
Posts: 6417
Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
Has thanked: 59 times
Been thanked: 1029 times

Казнь японских военных преступников

Post by RolandVT »

По материалам сайта Географ и Глобус

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

В отличие от постыдного Нюрнбергского фарса, не имевшего ничего общего с правосудием (это был чисто политический процесс в худших традициях сталинских), Токийский процесс строгим требованиям юриспруденции соответствовал в полной мере.

Токийский процесс остался как-то в тени Нюрнбергского суда народов, хотя его ход освещала вся мировая пресса. Это неудивительно — суд над японскими милитаристами начался в мае 1946 года, когда трибунал в Нюрнберге был в самом разгаре и все внимание планеты было приковано только к нему.

Решение провести суд над японскими милитаристами было высказано странами «большой тройки» на Потсдамской конференции в июле 1945 года. Только в отличие от Нюрнбергского процесса, в этом международном трибунале участвовали представители не четырех стран антигитлеровской коалиции, а одиннадцати — тех, кто подписал Акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года.

В Нюрнберге между судьями существовал полный паритет и все они выступали не как единая команда, а как представители своих стран. В Токио было не так. Всем на процессе заправляли США. Их юристы за короткое время подготовили Устав, который утвердили не страны-участницы процесса, а только один человек — генерал Дуглас Макартур, де-факто полновластный диктатор в побежденной Японии.

Именно по его инициативе на скамью подсудимых попали далеко не все. В частности, наказания избежали разработчики японского бактериологического оружия во главе с микробиологом Сиро Исии. Они получили иммунитет в обмен на передовые разработки в этой области.

Кто же тогда оказался в зале суда? Вся военная верхушка императорской армии и некоторые члены кабинета министров — всего 29 человек. Из них двое (экс-министр иностранных дел Мацуока и адмирал Нагано) скончались во время следствия, бывший премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ принял яд накануне ареста, а идеолог милитаризма и автор расистской теории японского превосходства Сюмей Окава был признан невменяемым и помещен в психиатрическую больницу.

Поэтому реально на процессе оказались 25 человек. Суд начался 3 мая 1946 года и продлился рекордно долго — до ноября 1948-го. За все время было проведено 818 открытых и 135 закрытых заседаний, рассмотрено 4356 документальных доказательств и заслушано 1195 свидетельских показаний. Надо отдать судьям должное - расследование было проведено самым тщательным образом и потому - в отличие от Нюрнберга - притянутых за уши обвинений - не было.

Итогом стало семь смертных приговоров, 15 пожизненных заключений и троих приговорили к различным срокам заключения. Известно, что по поводу вынесения высшей меры среди судей развернулись нешуточные дискуссии. Против голосовали австралийский, советский, индийский и французский судьи.

Непримиримыми оказались представители Британии, Китая, Филиппин и Новой Зеландии — они выступили за смертную казнь всем 25 преступникам. Поэтому по каждому приговору пришлось проводить тайное голосование и судьба некоторых подсудимых решалась с драматическим перевесом в один голос.

В итоге в список приговоренных к смерти вошли шесть японских генералов и один гражданский — министр иностранных дел Коки Хирота. Казнь назначили на ночь 23 декабря 1948 года. Некоторые военные в своей последней просьбе выразили пожелание взойти на эшафот при парадной форме и орденах, но им было довольно жестко отказано — всех оставили в американских тюремных робах. Однако некоторые национальные традиции все же соблюли. Приговоренным позволили выпить по чашке сакэ и провозгласить здравицы в честь императора. Этой возможностью воспользовались все семеро.

Сам процесс казни проводил знаменитый Джон Вудз — сержант армии США, профессиональный палач, который привел в исполнение приговоры Нюрнбергского трибунала в отношении нацистских преступников. Всё прошло достаточно быстро и по отлаженной схеме — эшафот, задрапированный черной тканью постамент и врач, констатирующий смерть.

После того как приведение приговора подтвердили представители всех 11 стан, тела доставили в Йокогаму и сожгли в местном крематории. Родственникам прах не выдали, что впоследствии породило легенду, надолго укрепившуюся в японском обществе. По ней якобы пепел был похищен из крематория некими патриотами и помещен в секретное синтоистское святилище, местоположение которого известно лишь избранным.

На самом деле все было гораздо проще. Сравнительно недавно в архивах был найден отчет о казни, составленный одним из американских офицеров. По нему прах поместили в самолет, и в 30 милях от Йокогамы развеяли над Тихим океаном. Так же как и в случае с нацистскими преступниками, это было сделано с одной лишь целью — не допустить создания культа вокруг фигур казненных и не оставить сочувствующим места для поклонения.

Тем не менее поклонение и вознесение казнённых в ранг мучеников все же произошло. И это главное отличие Нюрнберга от Токио. Если в Германии кто-то из политиков открыто бы заявил о почитании руководителей Третьего Рейха, то в мгновение ока он бы превратился в политический труп. А в Японии многие члены кабинета министров не видят в таких актах ничего предосудительного.

Да и с теми, кто получил пожизненное и различные срока заключения обошлись весьма гуманно — все они оказались на свободе уже в середине 50-х годов. Мало того, некоторые вернулись к активной политической деятельности — так, Мамору Сигэмицу стал впоследствии министром иностранных дел и... первым представителем Японии в ООН.

В реабилитации казненных японское общество пошло еще дальше. В 1960 году на вершине горы Микэнояма был открыт памятник военным преступникам, повешенным в 1948 году. На нем высекли надпись: «Могила семи самураев-мучеников».

В 1978 году их имена внесли в списки особо почитаемых воинов всех времен. Эти скрижали находятся в главном синтоистском святилище Японии, в котором поклоняются душам борцов, погибших за страну и императора. Святилище часто становится местом паломничества многих политических деятелей Японии, включая высших лиц правительства.
Scribo, ergo sum
Post Reply