https://geoglob.ru/history/sudy-nad-zhivotnymi/
Повесить на городской площади быка или отрубить рыло виновной свинье — суды над животными в средневековой Европе были суровы и беспощадны.
В 1457 году во французском городке Савиньи шел странный судебный процесс. Слушалось дело об убийстве пятилетнего Жана Мартена. В качестве обвиняемых выступала целая банда – свинья и шестеро ее поросят. Суд тщательно расследовал все обстоятельства и выяснил, что свиноматка со своим потомством воспользовалась незапертой дверью в хижину, вошла туда, когда хозяев не было на месте, и убила спящего мальчика.
Виновность свиньи была доказана, а вот поросят оправдали за недостаточностью улик. Обвиняемую повесили на кривом дереве, а для выводка суд постановил необходимость особого надзора. «Детей из неблагополучной семьи» передали на поруки в местный женский монастырь.
Это не байка из разряда средневековых ужасов, о которых любят писать в интернете, иллюстрируя нравы и быт архаичной эпохи. Судебные процессы над животными – это то, что действительно происходило на протяжении нескольких веков в Западной Европе, и тому есть масса подтверждений. В одной только Франции в периоде с XII по XVIII век историкам известны 92 таких процесса. И это только те судилища, которые были тщательно запротоколированы и дошли до наших дней.
На время следствия животное запиралось в тюрьме и из казны выделялись средства на его содержание. И ладно бы на содержание. Если по результатам процесса четвероногий приговаривался к казни, то приходилось еще тратиться и на эшафот, а его сооружение влетало в копеечку, если к повешению приговаривали, например быка.
Да, животных казнили, и как правило делали это через повешение. Однако наказание было не всегда сопряжено с лишением жизни. Так, осел, нагло сожравший салат на чужом огороде, был приговорен к лишению уха. Двух собак, покусавших чиновника в Австрии, суд приговорил к лишению свободы на год и три месяца. А в Англии свиней-убийц суд постановил закопать живьем в землю.
Животные не были равны человеку, как это может показаться исходя из сущности судебных разбирательств. В конце концов, в деревне скотину для того и содержали, чтобы впоследствии отправить на мясо. Просто такие процессы служили неким психотерапевтическим актом, который как бы восстанавливал веру во всеобщий порядок. Вот лишь несколько рассказов из тех сведений, которые дошли до наших дней.
В 1386 году в местечке Фалез в Нормандии свинья зашла в незапертый дом и убила младенца, спящего в колыбели. Подозреваемую задержали. На суде ей предоставили адвоката, которому не удалось доказать непричастность своей подзащитной.
Не смог он найти и смягчающих обстоятельств, ведь эта была домашняя свинья, ее кормили хозяева, следовательно, она не могла быть голодной. В общем вина животного была доказана, а поскольку оно обглодало часть руки и лицо малыша, то свинье отрубили переднюю лапу и часть рыла, а потом повесили на рыночной площади при стечении толпы.
Казнили не только свиней, а также коров, лошадей и ослов, которые тоже совершали непреднамеренные убийства. Например, лошадь могла лягнуть копытом, а бык поднять на рога. Безнравственное поведение тоже считалось тяжким уголовным преступлением.
Так, в 1750 году слушалось дело по обвинению в скотоложестве некого Жака Феррона и его ослицы. И у животного, и у человека были защитники. Адвокату ослицы удалось доказать, что она принимала участие в развлечениях хозяина помимо её воли. Поэтому ослица была оправдана, а Феррон повешен.
Было бы странно, если бы во времена средневековой охоты на ведьм «под раздачу» не попали бы и животные. Самым известным процессом такого рода можно считать дело базельского петуха, который в 1474 году снес яйцо. Тому нашлось множество свидетелей, и петуха обвинили в колдовстве.
По мнению обвинения, петух явно вступил в связь с дьяволом, и из яйца должен был вскоре вылупиться чудовищный василиск. Итог – несчастную птицу сожгли на костре. Это сейчас ученые говорят, что в результате определенных обстоятельств курицы могут приобретать вторичные половые признаки и внешнее сходство с петухом. А тогда это было чистое колдовство и сношения с дьяволом.
Но если случаи с обвинениями домашней птицы были единичными, то вот кошек в средневековой Европе убивали массово безо всякого суда и следствия. Они как нельзя кстати подходили на роль инфернальных созданий – и гуляли по ночам, и орали громко, и глаза у них светились во мгле. Одним словом, нечестивое поведение. Поэтому помимо церковных трибуналов, над ними устраивали и массовые внесудебные расправы, а попросту истребляли.
Со временем процессы над животными стали большой редкостью, и во второй половине XVIII века прекратились и вовсе. Последнюю корову в Европе осудили в 1740 году за то, что она отказалась давать молоко. Суд постановил заключить животное в темницу на полгода.
Казни животных в средневековой Европе
- RolandVT
- Posts: 14749
- Joined: Fri Feb 09, 2024 10:42 am
- Has thanked: 240 times
- Been thanked: 3604 times
- Anna
- Posts: 1144
- Joined: Thu Dec 06, 2018 5:04 pm
- Has thanked: 4974 times
- Been thanked: 441 times
Re: Казни животных в средневековой Европе
Это всё же не так эпично, как американские суды над слонами)))
Nemaš ni razloga za bit nervozna, dite moje. Bo našla si čoveka svoga života. Svakoga jutra ćeš se buditi svoga čoveka, i tako iz godine u godinu do dubokoj starosti. Sagradit ćete svoje gnijezdo za vijeki vijekova. U dobru i zlu, dok vas smrt ne rastavi. Ako i onda.